Что общего между удаленкой и офисом? Правила игры. Только в удаленном формате они важны втройне. Гендиректор PR-агентства 2L, чья команда давно работает распределенно, делится реальным опытом. От коммуникаций до контроля задач. Какие принципы помогают поддерживать командный дух, как не уйти в микроменеджмент и не сбиться с курса на результат.
Сначала в двух словах, почему мы вообще решили об этом написать. Коммуникационное агентство 2L основано в Москве и офис у нас здесь же. Мы никогда не откажем клиенту в очной встрече, но большую часть времени у нас в офисе находится один человек – офис-менеджер. Все остальные работают дистанционно, кто-то из другого города, кто-то даже из другого часового пояса. Несмотря на это, каждый сотрудник с уверенностью скажет: у нас крутая и сплоченная команда, а рабочие отношения – комфортные и доверительные. Это подтверждает и статистика: большинство специалистов больше десяти лет в компании.
Практический опыт показал нам, что эффективная работа вне офиса возможна и удобна. Более того, когда команда освоила принципы качественной дистанционной коммуникации, взаимодействие с заказчиками становится проще и эффективнее, особенно учитывая современные реалии, когда встречи в офлайне стали скорее исключением, чем нормой.
Болезненная тема для многих руководителей. Страх, что подчиненные начнут отлынивать от работы, нередко приводит к микроменеджменту, который напрочь уничтожает мотивацию команды. Однако пускать рабочий процесс, особенно удаленный, на самотек тоже так себе идея.
Какие принципы помогают нам успешно управлять процессами, не перегибая палку и сохраняя лояльность сотрудников:
Хочется еще раз подчеркнуть, что избыточный контроль только негативно сказывается на производительности и морали коллектива. Гораздо важнее доверие и открытость. Если грамотно выстроить процессы и коммуникации, контроль как таковой вообще не нужен. Для кого-то даже в офисе, а уж тем более в условиях удаленки, является нормой фиксация рабочего времени, перерывов, трекинг по задачам! В нашей картине мира это – бред. У сотрудников 2L нет единого графика работы. Кто-то только просыпается, кто-то уже полдня отработал. Личные дела или приболел и нужно отваляться день-два – без проблем, не обязательно даже оформлять больничный, главное, предупреди и сделай так, чтобы результаты твоей работы не пострадали. И да, если всё успеваешь качественно и хорошо, то «отрабатывать» это время не нужно.
Проекты, задачи, сроки, обязанности каждого работника. Это имеет значение. А подсчет времени за компьютером, длительности обеда, частоты перекуров, трекинг задач и т.д. – извлечение бесполезных цифр и выжигание мотивации сотрудников.
P.S. По правде говоря, даже в «классический офисный» этап жизни агентства мы никогда не занимались контролем сотрудников. Кто-то приходил рано, работал допоздна, но делал много перерывов. Другой мог прийти позже, уйти раньше, но всё успевал и делал хорошо.
Удаленная работа приносит новые вызовы и в области коммуникаций. Важно правильно выстроить взаимодействие с командой, чтобы избежать конфликтных ситуаций и повысить эффективность совместной работы.
Общение посредством писем и сообщений – коварная штука. Одно предложение может трактоваться совершенно разными способами, вызывая ненужные конфликты. Причина этому проста: каждый сотрудник индивидуален, и даже общепринятые нормы корпоративного этикета иногда оказываются бессильны перед человеческими эмоциями и настроением конкретного дня.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
На самом деле, решение очевидное. Если переписка накаляется – нужен созвон. Живые разговоры позволяют услышать интонации собеседника, точнее оценить настроение, выявить истинные причины конфликта. Нередко выясняется, что проблема возникла лишь из-за неправильного восприятия написанного.
Если же разногласия действительно серьезны, вводите в разговор третью сторону. Подключите коллегу, руководителя или HR-специалиста, чтобы объективно разобраться в ситуации.
Есть мнение, что работа на дистанте не для всех. Мол, если ты ярко выраженный экстраверт, то нехватка общения превратится в чувство одиночества, а то и доведет до депрессии. Конечно, все люди разные. Но дела не так плохи, как может показаться. Возможности онлайн-коммуникаций сегодня позволяют поддерживать вполне активный контакт с коллегами:
Как видите, на самом деле, нет ничего сверхъестественного в том, чтобы создать комфортную рабочую среду и сохранить позитивные взаимоотношения в команде, несмотря на физическую удаленность.
Доверие. Это основа эффективных взаимоотношений, как на удаленке, так и в офисе. Да, может попасться нерадивый сотрудник, который где-то обманет, «прохалявит». Но это всплывет на результатах. Обсудили – исправился, не исправился – расстались. Это единичный случай. А если не доверять – посыпется всё: проверки и контроль будут съедать время, которого не хватит на реальные задачи, отчего пострадают сроки и/или качество, недоверие уровню экспертизы приведет к тому, что люди начнут учить друг друга, занимаясь не своими задачами, мотивация даже у самых позитивных и молодых сдуется, как дырявый шарик. Поэтому доверие – это база.
Что еще? – Экспертиза и инфраструктура. С экспертизой в целом понятно: хорошая команда – это хорошие кадры. Хотя не обязательно сразу готовые: в рядах 2L немало пиарщиков выросли в экспертов, придя из совершенно других профессий. Инфраструктура – это удобные сервисы для общения, для работы и обмена информацией в удаленном режиме.
Можно было бы добавить ответственность каждого за свои задачи. Но, поверьте, когда есть экспертиза (или грамотное наставничество, если говорить о джунах), доверие и качественно организованы все процессы (инфраструктура плюс понятные цели и KPI), то и с ответственностью проблемы почти исключены.
Что хочется сказать в итоге: да, не во всех сферах деятельности возможен удаленный офис. Но там, где он возможен, при грамотной организации процессов и адекватном управлении – удаленка станет преимуществом, как для сотрудников, так и для бизнеса.