Ко всем материалам
#Веб-разработка#Workspace

Workspace: история создания и внутренняя кухня проекта

2313 
 

В последнее время, когда нам уже удалось закрепить позиции Workspace как главной площадки Рунета, помогающей заказчикам найти digital-исполнителей, мы получаем множество вопросов о том, кто стоит за этим проектом, сколько ресурсов понадобилось для его запуска, каковы наши дальнейшие планы и цели.

Сегодня мы решили приоткрыть наше закулисье и ответить на большую часть подобных вопросов. В начале — немного истории.

Зарождение проекта

Начнем с того, что Workspace — это собственный проект Proactivity Group. Эта компания вот уже десять лет известна в профессиональных кругах как организатор ежегодных рейтингов digital-агентств и всероссийского конкурса сайтов Рейтинг Рунета. Также ей принадлежит отраслевой онлайн-журнал CMS Magazine.

Идея проекта появилась у Proactivity еще в 2010 году. На других проектах компании функционал для проведения тендеров уже был предусмотрен, но он был скорее вспомогательным, а не основным. В 2015 году было решено вынести тендерную площадку в отдельный проект. Была выбрана свободная ниша — в тот момент (да и сейчас) в Рунете нет площадок, заточенных на проведение тендеров именно в области digital-услуг. При этом у Proactivity было существенное преимущество по отношению к любым другим компаниям, которые бы могли замахнуться на реализацию подобного проекта. А именно — огромная база исполнителей и заказчиков, накопленная за время существования Рейтинг Рунета и CMS Magazine.

Разработка проекта началась в 2015 году, одновременно было придумано отличное название — Workspace, куплен домен и зарегистрирована торговая марка. Первая команда проекта состояла всего из двух человек: Сергея Бесшабашнова, основателя Proactivity и Дмитрия Лагутина, в тот момент менеджер проекта, а ныне — его руководителя. Сейчас над проектом трудятся десятки штатных и удаленных сотрудников.

Изучение рынка и первые решения

Как это часто бывает в жизни — у любой медали две стороны. Факт отсутствия конкуренции, являющийся плюсом для старта проекта, одновременно явился и минусом, ведь исключал возможность проведения конкурентного анализа как важного этапа для аналитики и проектирования.Таким образом сразу стало понятно, что многие гипотезы придется выдвигать и проверять самостоятельно, а, значит, не избежать ошибок и постоянных доработок, улучшений.

Тем не менее были внимательно изучены механики и особенности множества популярных зарубежных площадок, которые работают с большим объемом данных и специализируются на предоставлении b2с и b2b-услуг. В частности таких как: Upwork (oDesk), 99designs, Toptal, PeoplePerHour и т.д.

Данная аналитика помогла оценить объемы предстоящей работы и накидать принципы, которых было необходимо придерживаться в процессе разработки.

В результате было принято решение развивать проект нон-стоп, постепенно выкатывая новый функционал и разделы, а также обозначены три основных этапа:

  1. Запуск площадки для проведения тендеров.

  2. Запуск раздела для поиска постоянной и удаленной работы.

  3. Запуск раздела с задачами для фрилансеров.

Еще одно важное решение, которое было принято буквально в самом начале — сконцентрировать усилия на разработке максимально удобного интерфейса для всех ролей (заказчиков, агентств, фрилансеров и пр.), а к вопросам монетизации вернуться, когда будут известны самые распространенные сценарии поведения пользователей на сайте.

Доработки, доработки и еще раз доработки

Что тут скажешь? Чутье нас не обмануло — дорабатывать пришлось много, долго и этот процесс не прекращается до сих пор.

Приведем только один пример таких доработок и расскажем, как работали над тендерной формой.

На текущий момент создать тендер на Workspace можно буквально в 3 клика.

Workspace: история создания и внутренняя кухня проекта

Тем не менее, несмотря на кажущуюся легкость, на реализацию текущей версии этой страницы команде понадобилось 3 месяца.

После запуска первой версии были подведены промежуточные итоги и зафиксированы конверсии. Эти показатели были оценены как не очень высокие и была поставлена задача увеличить конверсию формы. Прежде всего, речь шла про снижение количества отказов.

В качестве исследований были проведены такие активности как: интервью, точечные опросы и «живое заполнение формы».

Все это помогло выявить целый ряд проблем:

  • Нелогичные для пользователя смысловые блоки. В частности, взаимосвязанные блоки «срок» и «дедлайн» изначально плохо «дружили».

  • 6 шагов, которые нужно было в тот момент предпринять для заполнения формы — это много. Тем, кто использует сервис впервые, с психологической точки зрения было проще видеть интерфейс, максимально похожий на то, с чем они уже сталкивались (например, auto.ru, авито и пр.).

  • Нелогичность подбора кандидатур только на третьем шаге анкеты.

  • Обилие негативных стереотипов вокруг слова «тендеры»: отсутствие прозрачности, распилы, муторные процедуры с ЭПЦ и т.д.

  • Неочевидность для пользователей того, что тендеры можно организовывать по разным сценариям из разных источников. (Например, на Рейтинге Рунета и CMS Magazine есть возможность создавать тендеры прямо из рейтингов и каталогов. И многих организаторов отпугивало, что буквально на втором шаге они оказывались на новом сайте — Workspace).

Чтобы решить эти проблемы команде пришлось:

  • Пересмотреть размещение всех элементов и смысловых блоков.

  • Добавить в начало первый экран с перечислением ключевых преимуществ и возможностей сервиса.

  • Оптимизировать тендерную форму, сократив число шагов до 3.

  • Добавить разнообразные подсказки для лучшего ориентирования в форме.

  • Существенно доработать интерфейс приглашения компаний в тендеры на Рейтинге Рунета и CMS Magazine.

Workspace: история создания и внутренняя кухня проекта

После подведения итогов выяснилось, что усилия принесли свои плоды, количество отказов заметно уменьшилось и конверсия повысилась почти на 30%.

Но на развитие проекта влияют далеко не только сами пользователи. Часто в ситуацию вмешиваются внешние факторы и изменения в правилах, которые диктуют гиганты рынка. Так, например, осенью 2019 года Яндекс изменил способ передачи координат. Как следствие — у некоторых агентств в карточках перестали выводиться карты с их географическим расположением. Что мы делаем в таких случаях? Правильно — допиливаем, допиливаем и еще раз допиливаем...

Обратная связь

Наша политика — максимальная открытость. В нижней части сайта есть специальная форма, с помощью которой вы при желании можете поделиться своим мнением, покритиковать нас или озвучить свои идеи по улучшению площадки.

Ежедневно через этот канал мы получаем десятки сообщений и стараемся отвечать на все. Многие замечания при этом отдаются в работу программистам и дизайнерам, что обеспечивает регулярные и не всегда заметные со стороны улучшения.

Таких примеров много. К примеру, организаторы тендеров поделились, что им было бы удобнее отправлять некоторые сообщения сразу всем участникам тендера — вуаля, готово! Агентства сообщили, что им важно иметь возможность править текст сообщений как в Skype, уже после отправки — тоже сделано!

Монетизация

После того как были устранены ключевые проблемы и шероховатости юзабилити, команда начала изучать варианты монетизации площадки. Ввести платные опции само по себе не проблема. Проблема — сделать так, чтобы эти нововведения не вызывали отторжения аудитории и пользователи получали от них ощутимую пользу.

К счастью, вариант монетизации подсказала обратная связь. Выяснилось, что на площадке уже успели завестись «спамеры» — подрядчики, которые отзывались на все объявления подряд, не заморачиваясь на подготовку и соответствие требованиям организаторов тендеров. Их бурная деятельность причиняла неудобство остальным пользователям сервиса, а также негативно сказывалась на репутации площадки.

Введение платных аккаунтов для исполнителей (PRO-аккаунтов), помогло убить одной хлопушкой сразу двух мух: с одной стороны, отфильтровывать спамеров, с другой — ура! начать возвращать инвестиции в развитие площадки.

Workspace: история создания и внутренняя кухня проекта

Достижения

Перечислим тезисно основные показатели:

  • Уже через год после запуска проект вышел на уровень безубыточности и в данный момент уже приносит прибыль.

  • К данному моменту среднемесячная посещаемость площадки составляет около 50 000 пользователей (для сравнения: в 2017 году данный показатель держался на отметке 23 000).

  • Среднее время, проводимое посетителями на сайте: 6 минут.

  • Показатель отказов: около 19%.

  • ИКС сайта: 440.

  • Количество digital-агентств в базе: более 20 0000.

  • Количество заказчиков в базе: почти 5 000.

  • Количество фрилансеров в базе: более 3 400.

  • Рост количества тендеров по сравнению с 2017 годом: на 30%.

Разместить

Вакансии

Смотреть все
Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.
Спасибо! Подписка успешно оформлена

Подписка

Отлично! Мы отправили письмо на указанный вами электронный ящик с инструкцией по подтверждению.

Если письмо с подтвержением вашего e-mail не будет получено в течение 10 минут, пожалуйста, проверьте папку СПАМ в соответствующем почтовом ящике.

2314

Похожие статьи