Номинируйте кейсы на Workspace Digital Awards 2026. Прием заявок до 15 декабря по льготной цене, успейте принять участие!
Назад
Маркетплейсы

Закон о платформенной экономике: что ждет маркетплейсы и селлеров

1182 
 

В России маркетплейсы готовятся к значительным изменениям. Новый закон о платформенной экономике обязывает платформы регистрироваться как цифровой посредник. С 1 октября 2026 года они должны будут следовать строгим правилам размещения товаров, проверять продавцов и обеспечивать безопасность работы пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Также площадки обязаны будут заранее, минимум за 45 дней, предупреждать о любых изменениях в условиях сотрудничества. Этот закон касается всех участников рынка: от маркетплейса до продавцов и владельцев пункта выдачи.

Около 1 млн нынешних селлеров смогут официально оспаривать блокировки, скидки и штрафы, которые устанавливают платформы. Новый закон о платформенной экономике — это не просто формальность, а серьезная перезагрузка рынка. Максим Колесов, руководитель AI-сервиса Salist для роста продаж на Wildberries, разобрал, что изменится и что это будет значить для бизнеса на маркетплейсах. 

Новый закон: краткий обзор

Закон вступил в силу с 1 октября 2026 года. Этот документ наделал шума в регулировании цифровых платформ, которые все больше влияют на нашу жизнь и российский бизнес. 

Важно: Закон уже принят и подписан, осталось дождаться вступления в силу и публикации подзаконных актов.

Кого это касается

Закон регулирует рынок, где цифровые платформы (маркетплейсы и другие) помогают пользователям и компаниям продавать товары, выполнять работы и оказывать услуги. Он затрагивает три ключевых группы:

  • посредническими цифровыми платформами — компаниями, которые соединяют всех этих участников, помогает размещать товары или услуги, оформлять заказы, заключать договоры, проводить оплату и совершать сделки;
  • партнерами — теми, кто продает товары или услуги через платформу, оказывает услуги пользователям-заказчикам или владеет пунктом выдачи заказов, где пользователи могут забрать свои покупки.
  • пользователями — покупателями/заказчиками.

Закон охватывает множество российских онлайн-площадок. Среди них — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, Мегамаркет и другие маркетплейсы. Также он касается Авито, Юлы и других классифайдов. В список еще входят Delivery Club и другие платформы для заказа еды и услуг с доставкой, где курьеры и рестораны являются партнерами.

Не подпадают под действие закона: 

  • аудиовизуальных сервисов (например, стриминговых платформ Кинопоиск, Яндекс Музыка, VK Музыка и др.), финансовых организаций, банков и кредитных учреждений;
  • распространения лицензий на программное обеспечение через специальные программы, которые созданы для поиска и покупки этих программ;
  • распространения товаров и услуг, которые принадлежат самим владельцам информационных ресурсов, то есть когда платформа продает свои собственные товары или услуги.

Зачем это сделано

Цель — сделать цифровые платформы удобными и безопасными. Основные задачи включают:

  1. Обеспечение безопасной и удобной среды для покупок и продаж товаров и услуг. Это даст людям и бизнесу  больше возможностей и выбора, а конкуренция будет развиваться гармонично.
  2. Установление простых и понятных правил работы цифровых платформ с юридической, финансовой и организационной точек зрения.
  3. Создание единого экономического пространства по всей России. Все платформы должны работать по одинаковым правилам, независимо от региона.
  4. Поиск справедливого баланса между интересами всех участников: тех, кто работает на платформах, и их клиентов, чтобы соблюдались права каждого.
  5. Помощь малому и среднему бизнесу в выходе на рынок и использовании цифровых платформ для торговли, предоставления услуг и выполнения работ. 

Основные положения закона: что изменится на рынке

Новые понятия и определения

В законе вводятся ключевые понятия, которые помогают четко понимать, кто и как работает на рынке цифровых платформ. В первую очередь, речь идет о платформенной экономике. Это вся система взаимодействия между разными участниками через цифровые сервисы. Закон четко разграничивает роли:

  • кто управляет платформой (оператор цифровой платформы);
  • кто продает товары или услуги (партнер);
  • кто ими пользуется (пользователь).

Также вводятся понятия, связанные с инфраструктурой, например, пункты выдачи заказов и личные кабинеты, которые используются для удобства покупателей и продавцов. Такие определения позволяют сделать правила игры понятными и прозрачными для всех.

Зачем это нужно? Все просто: без четких терминов невозможно установить единые правила. Новые определения помогают избежать путаницы, точно разграничить права и обязанности сторон, устранить серые зоны в регулировании. 

Реестр и новые обязанности платформ

Закон вводит специальный реестр посреднических цифровых платформ (ПЦП) — официальный список тех площадок, которые соответствуют определенным требованиям и работают в России. Операторы таких платформ будут обязаны:

  • обеспечивать свободный и равный доступ для всех пользователей, без каких-либо ограничений и дискриминации;
  • открыто публиковать правила использования платформы и указывать контактные данные, например, электронную почту и имя ответственного лица;
  • следить за тем, чтобы на них не появлялась запрещенная информация;
  • защищать персональные данные пользователей и соблюдать все требования российского законодательства в области безопасности и конфиденциальности.

Правительство устанавливает, какие именно платформы попадают в этот реестр, правила включения и исключения из него. Дополнительно могут вводиться критерии по количеству пользователей и другие условия, чтобы обеспечить прозрачность и безопасность работы платформ на рынке. 

Что все это значит для рынка? Говоря простым языком, платформы, которые попадут в специальный реестр, обязаны работать по новым, более жестким правилам, а если они нарушат условия, их могут исключить из реестра, а значит, запретить работать в России.

Взаимодействие платформ и партнеров

Отношения между оператором цифровой платформы и ее партнерами строятся на основании договора, который можно заключить в электронной форме прямо на платформе. Перед подписанием договора оператор обязательно проверяет данные партнера, будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо с особым налоговым статусом, через государственные реестры и официальные системы идентификации. Это помогает убедиться, что партнер соответствует требованиям и надежен.

Договор подробно описывает все важные моменты сотрудничества:

  • требования к партнеру;
  • как стороны будут обмениваться юридически значимыми сообщениями;
  • какие меры ответственности могут применяться и как решать возможные споры.

Кроме того, в договоре фиксируются условия продажи товаров и услуг, порядок взаиморасчетов, правила формирования рейтинга и принципов отображения товаров в поисковой выдаче, а также порядок изменения цен и предоставления скидок. Оператор обязан обеспечить партнерам удобный доступ к тексту договора и его изменениям – как действующим, так и устаревшим – в течение минимум 3 лет.

Платформа должна предупреждать партнеров об изменениях в договоре за 45 дней, если изменения касаются важных условий, например, оплаты или ответственности, и за 15 дней в остальных случаях.

А как сейчас? Сейчас платформы сами решают, как работать с партнерами: договоры и проверки разные на каждой площадке и не всегда прозрачны. Новый закон вводит единые правила, чтобы сделать все единообразным.


Разместите
тендер бесплатно

Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.

Заполнить заявку 13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.


Правила размещения карточек товаров

Оператор цифровой платформы будет обязан обеспечить партнеру техническую возможность размещать карточки, в которых должна быть следующая информация:

1. Данные о партнере и товаре (работе, услуге), включая:

  • наличие лицензий, разрешений и сертификатов;
  • сведения о подтверждении соответствия товаров техническим регламентам и стандартам;
  • информацию о маркировке товаров, если это предусмотрено законом;
  • данные о государственной регистрации продукции, например, санитарные или другие официальные документы.

2. Указание, что оператор не является продавцом товара и не заключает договоры от имени партнера, кроме случаев, когда оператор сам продает товар или оказывает услуги;

3. Если товар продает иностранный партнер, карточка должна это четко показывать, а также предупреждать о возможных особенностях покупки.

4. Информация о регистрации продавца в системе мониторинга товаров с обязательной маркировкой (при необходимости).

Оператор обязан проверять размещаемые карточки товаров и не допускать размещения карточек:

  • с товарами, изъятыми из оборота или запрещенными для реализации;
  • не прошедшими обязательную государственную регистрацию пестицидами, агрохимикатами, БАДами, лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;
  • товарами, подлежащими обязательной маркировке, если партнер не зарегистрирован в системе мониторинга;
  • товарами без необходимой информации о подтверждении соответствия и маркировке.

Если правообладатель заметит нарушение своих прав (например, увидит товар с незаконным использованием его бренда), он может попросить платформу удалить такую карточку.

А как сейчас? Сейчас на маркетплейсах информацию на карточках проверяют не всегда тщательно, и многое зависит от самого продавца. Новый закон сделает правила одинаковыми для всех, а платформы будут обязаны следить за правильностью и полнотой данных. 

Особенности продажи отдельных видов товаров

Для продажи товаров с ограничениями (например, алкоголя, лекарств, товаров 18+ и др.) в законе предлагается использовать идентификацию и подтверждение личности через биометрические данные, например, через единую биометрическую систему (ЕБС). Также могут применяться другие способы проверки, которые установит правительство, чтобы соблюсти все правила и защитить покупателей. Использование ЕБС регулирует статья 10 ФЗ от 29 декабря 2022 года № 572-ФЗ.

А как сейчас? На данный момент для продажи товаров с ограничениями через маркетплейсы нет обязательного требования использовать биометрическую идентификацию. Многие товары (например, интимного характера) можно заказать без проверок.

Правила предоставления скидок

Изменения, которые предлагается внедрить в эту сферу:

  1. Площадка может снизить цену товара за счет партнера только по договоренности и после уведомления не менее чем за 5 рабочих дней с получением его согласия.
  2. Партнер может заранее установить минимальную цену и срок или количество товаров, на которые распространяется скидка, через личный кабинет. Тогда согласие считается полученным автоматически.
  3. Партнер в любой момент может отказаться от согласия на скидки, уведомив оператора.
  4. Оператор обязан предоставить партнеру возможность запретить снижение цены за его счет. Если такой запрет есть, оператор не будет предлагать скидки. Отказ партнера от скидок не может стать поводом для каких-либо санкций или ухудшения условий на платформе.

А как сейчас? Сейчас правила скидок на маркетплейсах часто не прозрачны: операторы могут снижать цены без четкого согласия продавцов, а партнеры иногда сталкиваются с потерей позиций в выдаче и другими препятствиями, если не соглашаются на скидки.

Важно: в окончательной версии закона могут быть изменения по сравнению с текущим законопроектом.

Реакция участников рынка на закон

Мы внимательно следим за изменениями в регулировании онлайн-платформ и изучили, как участники рынка воспринимают новые правила. Как сервис, тесно работающий с маркетплейсами, мы видим, что принятие закона — шаг в сторону более прозрачной и зрелой модели работы, но остаются важные нюансы, которые требуют обсуждения.

С нашей точки зрения, одна из ключевых задач нового регулирования — борьба с теневыми схемами. Вокруг платформ сформировался рынок, где часть сделок проходит мимо налогового контроля, а отношения между работниками и платформами остаются неформализованными. Это создает почву для появления контрафакта и нелегальных товаров, а также — для эксплуатации труда. Люди, которые фактически подчиняются внутренним правилам платформ, оформлены как самозанятые или подрядчики. Это создает юридическую неопределенность и риски как для самих платформ, так и для пользователей. Новый закон — важный шаг к тому, чтобы обозначить более четкие границы ответственности и статуса участников. Особенно важно, что теперь предусмотрен обмен данными между платформами и налоговой службой. Это поможет сократить «серую зону».

Законопроект уже учел многие интересы ключевых игроков. Он стремится не просто ввести жесткие рамки, а найти баланс между интересами государства и бизнеса. Нашу точку зрения частично разделяют и крупнейшие представители отрасли. Так, Ozon благодарит законодателей за широкое общественное обсуждение, а в Wildberries считают, что после доработки закон стал более сбалансированным.

Закон о платформенной экономике: что ждет маркетплейсы и селлеров

Мнение руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александра Васильева

Закон о платформенной экономике: что ждет маркетплейсы и селлеров

Мнение Евгения Этина

Заключение

Описанные в законопроекте правила и требования создают важную основу для прозрачной работы посреднических цифровых платформ в России. Однако это только начало: закон продолжает дорабатываться, чтобы еще лучше учитывать реалии рынка и потребности всех участников. 

Лучшее
Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.




1201

Лучшие статьи

Поделиться: 0 0 0