В России маркетплейсы готовятся к значительным изменениям. Новый закон о платформенной экономике обязывает платформы регистрироваться как цифровой посредник. С 1 октября 2026 года они должны будут следовать строгим правилам размещения товаров, проверять продавцов и обеспечивать безопасность работы пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Также площадки обязаны будут заранее, минимум за 45 дней, предупреждать о любых изменениях в условиях сотрудничества. Этот закон касается всех участников рынка: от маркетплейса до продавцов и владельцев пункта выдачи.
Около 1 млн нынешних селлеров смогут официально оспаривать блокировки, скидки и штрафы, которые устанавливают платформы. Новый закон о платформенной экономике — это не просто формальность, а серьезная перезагрузка рынка. Максим Колесов, руководитель AI-сервиса Salist для роста продаж на Wildberries, разобрал, что изменится и что это будет значить для бизнеса на маркетплейсах.
Закон вступил в силу с 1 октября 2026 года. Этот документ наделал шума в регулировании цифровых платформ, которые все больше влияют на нашу жизнь и российский бизнес.
Важно: Закон уже принят и подписан, осталось дождаться вступления в силу и публикации подзаконных актов.
Кого это касается
Закон регулирует рынок, где цифровые платформы (маркетплейсы и другие) помогают пользователям и компаниям продавать товары, выполнять работы и оказывать услуги. Он затрагивает три ключевых группы:
Закон охватывает множество российских онлайн-площадок. Среди них — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет, Мегамаркет и другие маркетплейсы. Также он касается Авито, Юлы и других классифайдов. В список еще входят Delivery Club и другие платформы для заказа еды и услуг с доставкой, где курьеры и рестораны являются партнерами.
Не подпадают под действие закона:
Зачем это сделано
Цель — сделать цифровые платформы удобными и безопасными. Основные задачи включают:
Новые понятия и определения
В законе вводятся ключевые понятия, которые помогают четко понимать, кто и как работает на рынке цифровых платформ. В первую очередь, речь идет о платформенной экономике. Это вся система взаимодействия между разными участниками через цифровые сервисы. Закон четко разграничивает роли:
Также вводятся понятия, связанные с инфраструктурой, например, пункты выдачи заказов и личные кабинеты, которые используются для удобства покупателей и продавцов. Такие определения позволяют сделать правила игры понятными и прозрачными для всех.
Зачем это нужно? Все просто: без четких терминов невозможно установить единые правила. Новые определения помогают избежать путаницы, точно разграничить права и обязанности сторон, устранить серые зоны в регулировании.
Реестр и новые обязанности платформ
Закон вводит специальный реестр посреднических цифровых платформ (ПЦП) — официальный список тех площадок, которые соответствуют определенным требованиям и работают в России. Операторы таких платформ будут обязаны:
Правительство устанавливает, какие именно платформы попадают в этот реестр, правила включения и исключения из него. Дополнительно могут вводиться критерии по количеству пользователей и другие условия, чтобы обеспечить прозрачность и безопасность работы платформ на рынке.
Что все это значит для рынка? Говоря простым языком, платформы, которые попадут в специальный реестр, обязаны работать по новым, более жестким правилам, а если они нарушат условия, их могут исключить из реестра, а значит, запретить работать в России.
Взаимодействие платформ и партнеров
Отношения между оператором цифровой платформы и ее партнерами строятся на основании договора, который можно заключить в электронной форме прямо на платформе. Перед подписанием договора оператор обязательно проверяет данные партнера, будь то юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо с особым налоговым статусом, через государственные реестры и официальные системы идентификации. Это помогает убедиться, что партнер соответствует требованиям и надежен.
Договор подробно описывает все важные моменты сотрудничества:
Кроме того, в договоре фиксируются условия продажи товаров и услуг, порядок взаиморасчетов, правила формирования рейтинга и принципов отображения товаров в поисковой выдаче, а также порядок изменения цен и предоставления скидок. Оператор обязан обеспечить партнерам удобный доступ к тексту договора и его изменениям – как действующим, так и устаревшим – в течение минимум 3 лет.
Платформа должна предупреждать партнеров об изменениях в договоре за 45 дней, если изменения касаются важных условий, например, оплаты или ответственности, и за 15 дней в остальных случаях.
А как сейчас? Сейчас платформы сами решают, как работать с партнерами: договоры и проверки разные на каждой площадке и не всегда прозрачны. Новый закон вводит единые правила, чтобы сделать все единообразным.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Правила размещения карточек товаров
Оператор цифровой платформы будет обязан обеспечить партнеру техническую возможность размещать карточки, в которых должна быть следующая информация:
1. Данные о партнере и товаре (работе, услуге), включая:
2. Указание, что оператор не является продавцом товара и не заключает договоры от имени партнера, кроме случаев, когда оператор сам продает товар или оказывает услуги;
3. Если товар продает иностранный партнер, карточка должна это четко показывать, а также предупреждать о возможных особенностях покупки.
4. Информация о регистрации продавца в системе мониторинга товаров с обязательной маркировкой (при необходимости).
Оператор обязан проверять размещаемые карточки товаров и не допускать размещения карточек:
Если правообладатель заметит нарушение своих прав (например, увидит товар с незаконным использованием его бренда), он может попросить платформу удалить такую карточку.
А как сейчас? Сейчас на маркетплейсах информацию на карточках проверяют не всегда тщательно, и многое зависит от самого продавца. Новый закон сделает правила одинаковыми для всех, а платформы будут обязаны следить за правильностью и полнотой данных.
Особенности продажи отдельных видов товаров
Для продажи товаров с ограничениями (например, алкоголя, лекарств, товаров 18+ и др.) в законе предлагается использовать идентификацию и подтверждение личности через биометрические данные, например, через единую биометрическую систему (ЕБС). Также могут применяться другие способы проверки, которые установит правительство, чтобы соблюсти все правила и защитить покупателей. Использование ЕБС регулирует статья 10 ФЗ от 29 декабря 2022 года № 572-ФЗ.
А как сейчас? На данный момент для продажи товаров с ограничениями через маркетплейсы нет обязательного требования использовать биометрическую идентификацию. Многие товары (например, интимного характера) можно заказать без проверок.
Правила предоставления скидок
Изменения, которые предлагается внедрить в эту сферу:
А как сейчас? Сейчас правила скидок на маркетплейсах часто не прозрачны: операторы могут снижать цены без четкого согласия продавцов, а партнеры иногда сталкиваются с потерей позиций в выдаче и другими препятствиями, если не соглашаются на скидки.
Важно: в окончательной версии закона могут быть изменения по сравнению с текущим законопроектом.
Мы внимательно следим за изменениями в регулировании онлайн-платформ и изучили, как участники рынка воспринимают новые правила. Как сервис, тесно работающий с маркетплейсами, мы видим, что принятие закона — шаг в сторону более прозрачной и зрелой модели работы, но остаются важные нюансы, которые требуют обсуждения.
С нашей точки зрения, одна из ключевых задач нового регулирования — борьба с теневыми схемами. Вокруг платформ сформировался рынок, где часть сделок проходит мимо налогового контроля, а отношения между работниками и платформами остаются неформализованными. Это создает почву для появления контрафакта и нелегальных товаров, а также — для эксплуатации труда. Люди, которые фактически подчиняются внутренним правилам платформ, оформлены как самозанятые или подрядчики. Это создает юридическую неопределенность и риски как для самих платформ, так и для пользователей. Новый закон — важный шаг к тому, чтобы обозначить более четкие границы ответственности и статуса участников. Особенно важно, что теперь предусмотрен обмен данными между платформами и налоговой службой. Это поможет сократить «серую зону».
Законопроект уже учел многие интересы ключевых игроков. Он стремится не просто ввести жесткие рамки, а найти баланс между интересами государства и бизнеса. Нашу точку зрения частично разделяют и крупнейшие представители отрасли. Так, Ozon благодарит законодателей за широкое общественное обсуждение, а в Wildberries считают, что после доработки закон стал более сбалансированным.
Мнение руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александра Васильева
Мнение Евгения Этина
Описанные в законопроекте правила и требования создают важную основу для прозрачной работы посреднических цифровых платформ в России. Однако это только начало: закон продолжает дорабатываться, чтобы еще лучше учитывать реалии рынка и потребности всех участников.