Банк ВТБ (ПАО)
100 000 000
Финансы, инвестиции, банки
Россия, Москва
Декабрь 2023
Цель чат-бота ВТБ — улучшать клиентский опыт.
В 2023 году задачами команды стали:
1. Миграция на новую технологическую платформу
2. Развитие интерфейса чата
3. Расширение возможностей чат-бота (запуск новых интеграционных тематик)
4. Запуск легкой версии ВТБ Онлайн в VK мессенджере
Для выполнения задач и достижения целей:
Изучаем клиента: проводим исследования, анализируем сессии в чате, разговариваем с потенциальными и текущими пользователями.
Развиваем интерфейс чата: добавляем функции, которые помогают легко находить нужную информацию, решать проблемы пользователя и быстро совершать операции.
Внедряем интеграции: специальные надстройки в сценарии, которые помогают
предоставлять персонализированную информацию, оформлять продукты в чате и совершать другие действия.
Регулярно обновляем контент, чтобы пользователи получали актуальную информацию:
сейчас в сценарии более 1600 тематик, и они постоянно улучшаются в 10 каналах.
Оптимизируем работу платформы. Задача — сделать так, чтобы бот точнее распознавал
запросы клиентов и быстрее выдавал информацию.
Внедряем технологические решения, которые оптимизируют работу бота: используем новые инструменты и системы, в том числе машинное обучение.
Мы успешно выполнили все поставленные задачи:
1. Миграция на новую технологическую платформу
В рамках задачи мы перенесли 1600+ ответов бота, 50+ интеграционных сценариев. За полгода нам удалось перенести тот объем функционала, который до этого внедрялся в течение 5 лет. В результате мы сохранили такие же высокие показатели качества, как и до начала проекта. При этом увеличили автоматизацию до 85%. В новой гибридной модели (правила +машинное обучение) распознавание отрабатывает в 1,5 точнее, чем раньше.
2. Развитие интерфейса чата
У чат-бота ВТБ лучший интерфейс на рынке. Это отметило консалтинговое агентство Markswebb в ежегодном отчете Chatbot Rank 2023.
«По совокупности интерфейсных возможностей ВТБ является лидером рынка и использует наибольшее количество удачных практик, — пишут исследователи. — В интерфейсе чат-бота эффективно переиспользуются лучшие решения мессенджеров. Помимо этого, банк активно использует виджеты и саджесты, предоставляет широкие возможности сортировки диалога и экспорта информации из чата».
В этом году ввели новые функции:
- Новые виджеты, которые ускоряют ввод данных в чате и снижают количество ошибок у клиента.
- Функцию предиктивного ввода: при наборе сообщения возникает меню со списком подходящих запросов.
- Иллюстрации в ответах бота для облегчения восприятия информации. Они помогают навигировать клиента в приложении.
- Голосовые сообщения — востребованную функцию среди клиентов, которые привыкли отправлять аудио в мессенджерах.
- Реакции на сообщения — привычный паттерн мессенджеров.
110 клиентских фич запущено за 2023 год
3. Расширение возможностей чат-бота (запуск новых интеграционных тематик)
У чат-бота ВТБ уже сейчас самая высокая автоматизация на рынке — 85%. Это показатель эффективности бота. Чат-бот решает большинство запросов клиента, оператора звать не приходится, а значит, удовлетворенность обслуживанием повышается. Благодаря этому клиент возвращается в чат при возникновении любых вопросов.
Всего в арсенале чат-бота более 50 таких интеграционных сценариев. Например, перевод по номеру телефона, оформление накопительного счета, передача номера телефона мошенника, пополнение баланса мобильного и так далее.
в 2023 году более 3 млн операций чат-бот помог совершить клиентам. Из них:
- 1,6 млн номеров мошенников передали через чат-бот
- 150 тыс. мобилизованных подали заявку на оформление кредитных каникул
- 112 тыс. клиентов оплатили сотовую связь
4. Запуск легкой версии ВТБ Онлайн в VK мессенджере
Особняком стоит Банк в VK, который мы запустили в 2023 году на базе платформы «ВКонтакте». Инновационное решение дает доступ к банковским услугам любому человеку, зарегистрированному в мессенджере VK..
Существенно улучшить метрики помог переход на новую технологическую платформу.
Это позволило более качественно и быстро определять тематику вопроса и подбирать сценарий, наилучшим образом отвечающий запросу клиента, без переадресации в другие каналы и без привлечения оператора. Клиент может решить свой вопрос за одно обращение, не покидая диалоговый канал.
Улучшение юзабилити чата и увеличение списка доступных операций расширили возможности пользователей и в конечном счете повысили качество клиентского опыта.
Наши усилия по оптимизации продукта позитивно отразились на основных метриках:
85% — автоматизация
45% — доля чата от обращений в контактный центр
4,9 — CSI.
2,7% — доля негатива
110 клиентских фич запущено
Всего более 3 млн операций чат-бот помог совершить клиентам. Из них:
- 1,6 млн номеров мошенников передали через чат-бот
- 150 тыс. мобилизованных подали заявку на оформление кредитных каникул
- 112 тыс. клиентов оплатили сотовую связь
Александр Раихин
Общение с клиентами — один из наиболее важных ориентиров ВТБ для улучшения качества услуг и создания комфортной среды при управлении финансами. Чат-бот ВТБ Онлайн консультирует по услугам, помогает совершать операции, может напомнить полезную информацию об открытых продуктах. Если пользователь предпочтет беседу с оператором, чат-бот подключает к общению человека.