Банк ВТБ (ПАО)
Финансы, страхование, инвестиции
Россия, Москва
Февраль 2025
Чат-бот — современный канал поддержки для розничных клиентов ВТБ. Бот мультифункциональный: он не только отвечает на вопросы по продуктам и услугам банка, но и помогает совершать ежедневные финансовые операции прямо в чате. Отсюда и имя: Помощник ВТБ.
Бот консультирует клиентов по широкому кругу вопросов: от обновления приложения и условий по вкладам до персональной информации, например, о списании денег или дате очередного платежа по кредиту. Помощник ВТБ владеет знаниями обо всех продуктах банка и помогает их оформлять.
Чат-бот также способствует повышению финансовой грамотности, объясняя, как работают финансовые инструменты и как пользоваться сервисами ВТБ.
Большинство клиентов взаимодействуют с ботом через ВТБ Онлайн, а часть — через мессенджеры (Telegram, WhatsApp, VK). Кроме того, бот доступен в прелогин-зоне, что позволяет помогать клиентам со входом в приложение и консультировать тех, кто еще не стал клиентом банка.
Задача — сделать так, чтобы бот точнее распознавал запросы клиентов и быстрее выдавал информацию.
Сейчас перед каждым релизом нового сценария на клиентов мы проводим автотесты, пополняем базу ML-модели примерами и работаем с логами пользовательских вопросов.
Если раньше бот распознавал одно намерение клиента, то теперь, благодаря проработке правил и технологиям ИИ, бот выявляет два вопроса в одном сообщении. Кроме того, мы научили Помощника ВТБ отвечать на повторный вопрос клиента другими словами. Это создает ощущение человеческого общения и повышает доверие к чат-боту.

Благодаря активному развитию чат-бота, за последний год доля чата от всех обращений выросла до 61% — больше половины клиентов выбирает чат для решения своих вопросов.
Основная цель проекта — улучшение клиентского опыта. Бот должен мгновенно давать ответы на вопросы, избавляя от необходимости ждать оператора или искать информацию самому. Таким образом мы снижаем количество переводов на сотрудника поддержки и экономим время клиента.
В основе успешного развития чат-бота лежат:
- Анализ потребностей клиентов. Мы проводим исследования, анализируем сессии в чате, разговариваем с потенциальными и текущими пользователями.
-Развитие интерфейса чата. Мы добавляем функции, которые помогают легко находить нужную информацию, решать проблемы пользователя и быстро совершать операции.

- Внедрение интеграций — специальных надстроек в сценарии, которые помогают предоставлять персонализированную информацию, оформлять продукты в чате и совершать другие популярные операции.

- Регулярные обновления контента. Пользователи получают актуальную информацию: сейчас в сценарии более 1800 тематик, и они постоянно улучшаются в 10 каналах.

Оптимизация работы платформы и внедрение технологических решений, которые оптимизируют работу бота: используем новые инструменты и системы, в том числе машинное обучение. Интеграция искусственного интеллекта стала важным этапом эволюции чат-бота. Теперь бот лучше понимает естественную речь, точнее определяет контекст и извлекает максимум информации из запроса. Это позволяет:
- Не переспрашивать клиентов.
- Исключить необходимость предоставления данных, которые уже есть у банка, для популярных сценариев (в 50% запросов).
- Закрывать 85% обращений без участия операторов.
В этом году у чат-бота ВТБ появились дополнительные преимущества:
1. Возможность определять 2 вопроса клиента в одном сообщении.

2. «Очеловечивание» диалога: если клиент 2 раза попадает в одну и ту же тему, бот дает более детальный ответ или отвечает другими словами.

3. Опечаточник, который исправляет неточности в запросе клиента.
Эти нововведения стали возможны благодаря внедрению искусственного интеллекта и креативным подходам, упрощающим доступ к информации и услугам банка.
Мы применяем технологии искусственного интеллекта для более качественного определения намерений клиента. Постоянно работаем над улучшением модели ИИ и обучаем ее на ежедневной основе. Для этого мы добавляем новые примеры и корректируем старые, анализируем ситуации, когда модель на правилах и модель машинного обучения дают разные ответы, и мониторим ошибки в отчетах.
Этот процесс позволил:
- Увеличить качество распознавания запросов на 6,3% — 76,1% обращений обрабатываются без переспросов и уточнений от бота.
- Повысить уровень автоматизации на 5,5% (с мая 2024 года) — до 85%.
- Чат-бот банка знает 1800 тематик, из которых уже 800 работают с применением технологий искусственного интеллекта. В будущем расширение тематик, которые знает ML-модель, позволит улучшить качество решения задач чат-ботом в несколько раз.
Все наши действия направлены на улучшение пользовательского опыта и повышение лояльности клиентов. Внедрение алгоритмов машинного обучения позволяет нам лучше понимать проблемы пользователей и быстрее их решать.
Как мы это понимаем? Ориентируемся на ключевой показатель — долю удовлетворенности. Это отношение «пятерок» ко всем оценкам, которые ставят клиенты после диалога с чат-ботом. После внедрения ИИ показатель ДУ вырос до 78,2%.
Чтобы сделать этот показатель еще более эффективным, мы существенно обновили форму оценки. Теперь мы ждем оценку от клиента до 3 дней, и если клиент ее не поставил, направляем пуш-уведомление с приглашением оценить диалог. Также для экономии времени клиента добавили возможность выбрать быстрый комментарий: например, «Понятный ответ» или «Вопрос не решен».
Результат — количество оцененных сессий с ботом и операторами выросло в 3 раза.

Для улучшения опыта взаимодействия клиентов с чатом мы развиваем интерфейс чата и придумываем новые способы для бесшовного ведения диалога. Ранее мы ввели подсказки при вводе сообщения, добавили кнопки в ответы для логичных переходов в темы.
С внедрением алгоритмов машинного обучения у нас появились новые инструменты для развития сервиса, которые позволили упростить переписку с чат-ботом.
Так, мы улучшили распознавание нетипичных и загадочных вопросов от клиентов, которые раньше бот не мог определить. Например:
- «Хочу крутить колесо» — бот распознал как запрос по сценарию «Велобайк».
- «Как связаться с аспиратором» — как «Просьба соединить с оператором».
Также мы добавили возможность исправлять опечатки, которые совершают клиенты в запросах к чат-боту. Так мы улучшили опыт взаимодействия с нашим продуктом и ускорили обслуживание в чате.
Сокращение нагрузки на контактный центр — важный результат автоматизации. Машинное обучение позволяет операторам сосредоточиться на сложных вопросах, обеспечивая более глубокое взаимодействие с клиентами.
Алгоритмы ML автоматизировали почти половину всех сценариев чат-бота (800 тематик). Это позволило нам улучшить качество распознавания запросов клиентов с 69,8% до 79%, а также вырастить общую автоматизацию чат-бота на 5,5 п.п. — с 79,5% в марте 2024 до 85%.

Совместные проекты с другими подразделениями помогают нам масштабировать использование чат-бота:
- Разработан сценарий сбора информации для опротестования операций, что сократило время обслуживания клиента. Мы потратили на это минимальное количество времени, так как машинное обучение позволило быстро наполнить сценарий примерами.
- Дополнительно внедрено 100 сценариев для премиальных клиентов с самыми полезными консультациями и операциями.
Алгоритмы машинного обучения позволяют поддерживать качество на высоком уровне и обеспечивать наилучший сервис для всех сегментов клиентов. А для нас освобождает ресурсы на решение креативных задач.
Перед запуском чат-бота на машинном обучении мы провели ряд тестов и решили сравнить, насколько технология закрывает реальные потребности клиента. Так мы запустили одновременно 2 чат-бота: один работал на правилах распознавания, которые писали вручную, второй — на алгоритмах машинного обучения.
При этом на машинное обучение ставили дополнительный штраф уверенности распознавания, чтобы не дать ИИ неверно консультировать клиента. Штраф повышает порог уверенности, который необходимо преодолеть чат-боту с ML.
Заметив, что результаты двух чат-ботов приблизительно равны, а качество чат-бота с ML не ниже бота на правилах, мы решили снизить порог штрафа. Постепенно чат-бот с ML начал давать более высокие результаты за счет постоянного дообучения и регулировки модели. Таким образом мы выбрали наилучшие настройки алгоритмов и масштабировали чат-бота с ML на всех клиентов.
Мы считаем, что наш подход является наиболее клиентоориентированным, так как мы тестировали и внедряли бота на ML не в искусственных условиях, а на реальном продукте.

Ключевой экономический эффект чат-бота — сокращение расходов на операторов контактного центра. В 2024 году экономия составила рекордные 3,5 млрд рублей.
Мы внедрили алгоритмы машинного обучения почти в половину сценариев бота. Это повлияло на сокращение издержек бизнеса на ручную обработку большинства популярных запросов.
Внедрение искусственного интеллекта в чат-бот ВТБ также позволило:
- Ускорить создание новых сценариев и облегчить поддержку текущих — трудозатраты сократились на 15%. Теперь команда не пишет правила, по которым чат-бот определяет тематику запроса, а собирает большое количество примеров и обучает на них ИИ-модель.
- Сократить time2market вывода сценариев в продакшн в 1,5 раза — обучение чат-бота проходит намного быстрее. Мы доносим до клиента больше важной информации и оперативно решаем их проблемы.
Эти изменения улучшают внутренние процессы и повышают операционную эффективность, помогая сосредоточить ресурсы на стратегически важных задачах.

Наш продукт стабильно входит в тройку лучших чат-ботов мобильных банков, по версии консалтингового агентства Markswebb. 4 года подряд чат-бот занимает первые места в рейтинге компании Naumen. В этом году мы выиграли в 4 номинациях: Помощника ВТБ признали лучшим чат-ботом на рынке, а также лидером по доступности и качеству обслуживания в цифровых каналах, в соцсетях и мессенджерах. А в рейтинге контакт-центров 2024 от компании Frank RG ВТБ занял первое место в номинации «Самый высокий уровень автоматизации консультирования в чате».
Мы продолжаем расширять возможности машинного обучения, следим за трендами в диалоговых интерфейсах, встраиваем чат-бота в новые каналы обслуживания и обеспечиваем лучший клиентский опыт на рынке.
![]()
Антон Гусев
Внедрение ИИ в чат-бот ВТБ — это инновационный шаг, который не только соответствует трендам цифровой трансформации, но и повышает качество обслуживания клиентов. Технология позволяет мгновенно решать запросы, персонализировать взаимодействие и круглосуточно поддерживать пользователей, демонстрируя настоящую заботу об их комфорте. Такой подход укрепляет доверие и подчеркивает стремление банка оставаться на передовой финансовых технологий.
Java
JavaScript
Python
PostgreSQL
Docker
Node.js
Visual Studio Code
Figma
Яндекс Метрика
Adobe After Effects
Александр Раихин
Подписаться
Темир Шарапов
Подписаться
Полина Тодорова
Подписаться
Алексей Синицын
Подписаться
Леонид Курашов
Подписаться
Денис Левошко
Подписаться
Антон Гусев
Подписаться
Дарья Бердышева
Подписаться