СибГМУ
Обучение
Россия, Томск
Порталы и сервисы
Битрикс24
Декабрь 2024
Предуниверсарий «МедКласс» — это бесплатная образовательная платформа для школьников, предназначенная для углубленной профориентации в области медицины, которую мы разработали несколько лет назад. В 2024 году мы внедрили в платформу систему цифровых двойников — виртуальных моделей, которые представляют собой цифровую копию школьников. Цифровой двойник анализирует профиль каждого пользователя, учитывая успеваемость, активность на платформе и взаимодействие с контентом и т. д. Это помогает отслеживать прогресс учащегося и выявлять у него области, требующие большего внимания. На основе собранных данных система предлагает индивидуальные рекомендации по улучшению учебного процесса. В итоге проект значительно улучшил процесс профориентации, сделал его более персонализированным, увлекательным и полезным. Благодаря интеграции цифровых двойников, школьники получают уникальную возможность выбрать профессию, которая подходит их интересам и способностям, а университет — подготовленных и мотивированных студентов. В будущем на основе успеваемости и интересов учащихся будет формироваться предполагаемая карьерная траектория, которая будет стимулировать поступать в СибГМУ. Для университета важно выстраивать устойчивую коммуникацию с потенциальными абитуриентами задолго до их поступления. Как правило, взаимодействием с учащимися школ занимаются подразделения, отвечающие за набор студентов. Они организуют профориентацию, мероприятия, дни открытых дверей и другие активности. Несмотря на сложность перевода таких процессов в цифровую форму, это вполне реализуемая задача.
Компания Паравеб уже много лет сотрудничает с СибГМУ, обеспечивая его цифровую трансформацию. В рамках этого партнерства были созданы основной сайт университета, портал для абитуриентов, предуниверсарий и другие решения.
Предуниверсарий «МедКласс» — это бесплатная образовательная платформа, предназначенная для углубленной профориентации в области медицины. Она помогает школьникам осознанно подойти к выбору профессии, повышает доступность дополнительного образования и формирует заинтересованную аудиторию для поступления в СибГМУ.
Обучение в «МедКласс» проходит онлайн в игровом формате. Курсы и лекции организованы в пять образовательных треков: «Врач», «IT-технологии», «Лекарства», «Лаборатория» и «Лидерство». Пользователи могут выбрать готовый трек или создать свой, комбинируя курсы и лекции по интересам.
За прохождение курсов школьники зарабатывают на платформе внутреннюю валюту — «сибмедкоины», которую можно обменивать на дополнительные баллы при поступлении или брендированную продукцию университета.
Сразу после запуска платформа обрела большую популярность среди школьника, но нам хотелось сделать профориентацию еще более точной. Так появилась идея внедрить в предуниверсарий систему цифровых двойников.
За последние несколько лет технологию цифровых двойников внедрили у себя многие крупные российские компании — от «Газпрома» до «Трансконтейнера». Данная технология может использоваться для анализа предпочтений и поведения целевой аудитории, что помогает в разработке маркетинговых стратегий и улучшении сервиса.
Если мы рассматриваем вуз как предприятие, то цифровые двойники можно и нужно использовать в системе образования. Но пока ни один университет не внедрил у себя данную технологию. Дело в том, что создание полноценного цифрового двойника студента требует масштабной трансформации процессов вуза. А это сложно, финансово затратно, а также всегда встречает сопротивление со стороны коллектива. Однако СибГМУ, который уже несколько лет активно занимается цифровизацией, был готов к подобному эксперименту.
Многие школьники, поступив на определенную специальность, позже разочаровываются в своем выборе. В медицине это особенно актуально: например, ребенок может быть не готов к работе с биологическими жидкостями или может не понимать, какая именно медицинская специализация ему подходит. Поэтому нашей задачей было доработать предуниверсарий с помощью цифровых двойников таким образом, чтобы к моменту поступления школьники выбрали профессию, соответствующую их интересам и способностям, а также получили базовые знания, облегчающие адаптацию в вузе.
В перспективе проект нацелен на создание единого цифрового профиля школьника, который, при поступлении в вуз, будет интегрирован в профиль студента. Это обеспечит накопление и использование полной информации о школьнике в виде его цифрового следа. Также планируется реализация интеграции с платформами VK и Leader-ID для расширения возможностей системы.
Паравеб активно привлекает СибГМУ к участию в этом проекте. Мы попросили сотрудников университета составить перечень ключевых навыков (как hard, так и soft skills), необходимых для различных направлений и курсов подготовки. Это помогает школьникам более осознанно выбирать профессии, которые подходят их интересам и способностям. У каждого направления в вузе есть свои особенности, и мы учитываем их при анализе предпочтений школьников.
Важно понимать, что многие школьники могут мечтать о медицинской карьере, не осознавая, насколько реальная работа в этой сфере может отличаться от их представлений. Например, если у ребёнка возникает дискомфорт от медицинских аспектов (таких как запахи или вид человеческих жидкостей), это может быть сигналом, что профессия врача ему не подойдёт. Однако поступление в медицинский вуз не обязательно означает карьеру врача — можно, например, стать учёным или IT-специалистом в области медицины. Наша цель — предоставить каждому школьнику максимально точные рекомендации, которые помогут ему выбрать наиболее подходящий путь, основываясь на его уникальных интересах и предпочтениях.
Разработка профориентационного бота также велась совместно со специалистами СибГМУ. Профориентационные тесты позволяют точно определить интересы и склонности каждого ребёнка. В настоящее время профориентологи работают над созданием тестов, которые позволят школьникам после прохождения получить список наиболее подходящих для них направлений подготовки. Эти результаты будут интегрированы в математическую модель, где учитываются успеваемость, интересы и другие факторы. На основе анализа будет формироваться ранжированный список рекомендованных направлений подготовки.
Цифровой двойник анализирует профиль каждого пользователя, учитывая успеваемость, активность на платформе и взаимодействие с контентом и т. д. Это помогает отслеживать прогресс учащегося и выявлять у него области, требующие большего внимания. На основе собранных данных система предлагает индивидуальные рекомендации по улучшению учебного процесса, например, дополнительные ресурсы по темам, в которых ребенок испытывает трудности, или предлагает альтернативные методы обучения, чтобы усилить сильные стороны и подтянуть слабые.
Этот подход не только повышает мотивацию школьников, но и позволяет раскрыть их потенциал. Индивидуальный подход позволяет сосредоточиться на развитии тех навыков и знаний, в которых ребенок проявляет особые успехи, что способствует его дальнейшему росту и саморазвитию.
Ранее в предуниверсарии был рейтинг участников проекта. В новой версии мы решили отказаться от него, чтобы избежать демотивации школьников. Также мы больше геймифицировали тесты, чтобы подбадривать детей, даже если они не всегда справляются с заданиями.
К платформе был добавлен кабинет для сотрудников, работающих с цифровыми двойниками. Это позволяет вузу получать списки заинтересованных школьников с контактными данными еще до начала приемной кампании, обеспечивая более глубокую и персонализированную работу с ними.
Основная цель проекта заключалась в разработке математической модели, которая учитывает широкий спектр параметров: время прохождения курсов, точность и скорость выполнения заданий, предпочтения учащегося, результаты профориентационных тестов, его склонность к определённым научным направлениям и так далее. На основе этой модели система генерирует персонализированные рекомендации, помогая эффективно организовывать работу с каждым школьником и подбирать для него подходящие образовательные направления.
Кроме того, мы создали Telegram-бот, с помощью которого школьники могут пройти профориентационный тест и определить наиболее подходящий для себя образовательный трек в предуниверсарии.
Система цифровых двойников, внедренная в МедКласс, позволила создать персонализированный образовательный опыт на платформе. Школьники получают подсказки о том, какие курсы или треки выбрать, чтобы раскрыть свой потенциал. Это позволяет повысить мотивацию и уверенность в своих силах.
Платформа позволяет школьникам глубже понять свои интересы, способности и предпочтения. Цифровые двойники помогают выявить те аспекты медицины или смежных направлений, которые наиболее соответствуют личным склонностям ученика. Это снижает риск разочарования в выбранной специальности после поступления.
Для учеников 6–9 классов, которые еще находятся под сильным влиянием родителей и не знают, кем хотят стать, обновленная платформа «МедКласс» стала ключевым элементом профориентации.
Для старшеклассников, уже определившихся с выбором медицины, система предлагает поддержку в углубленном изучении этой сферы и помогает выбрать определенное направление.
Университет получает возможность работать с потенциальными абитуриентами еще до их поступления, формируя долгосрочные отношения. Кабинет для сотрудников помогает вузу отслеживать интересы школьников и адаптировать свою приемную кампанию.
К моменту поступления школьники делают осознанный выбор профессии в пользу медицины и конкретных медицинских специальностей. Вуз, в свою очередь, принимает мотивированных и преданных своему выбору абитуриентов, которые демонстрируют высокую лояльность к университету.