ТК «Сервико-Авто»
2 800 000
Авто/Мото
Россия, Иркутск
Декабрь 2021
(ДИСКЛЕЙМЕР: рекомендуем читать кейс под песню группы «Високосный год» — «Тихий огонёк моей души» :)
Сервико-Авто — крупнейшая дистрибьюторская и логистическая компания в Восточно-Сибирском регионе. Клиент обратился к нам за разработкой корпоративного приложения для планшета, чтобы решить основные проблемы:
— Навигаторы не показывали маршруты и ограничения для грузового транспорта;
— Водитель не успевал приехать к месту погрузки/разгрузки к нужному времени;
— В рейсах терялись важные документы.
Сервико-Авто нужно было навести порядок в документообороте, оптимизировать ресурсы и распустить лишний штат.
Что требовалось от нас:
— Создать функционал, который бы упростил взаимодействие между водителем и менеджером (диспетчером);
— Разработать систему оповещений при отклонении водителя от маршрута;
— Создать функционал, позволяющий собирать, хранить и редактировать данные о водителях и грузовике;
— Интегрировать приложение с порталом топливных организаций и «Дорожной сетью»;
— Оптимизировать время на построение маршрута от точек погрузки и разгрузки в приложении;
— Уменьшить время ответа менеджера.
Мы разработали приложение, которое автоматизировало бизнес-процессы заказчика и упростило коммуникацию между водителем и логистом. С ним больше не теряются ни чеки, ни документы, навигатор не барахлит, а водитель приезжает к месту погрузки/разгрузки в назначенное время.
Водителям оно позволяет:
— Автоматизировать свой путь. Внутри есть встроенный навигатор для крупнотоннажных авто, на экране отображаются заправки и опасные зоны;
— Фотографировать документы по рейсу для отчета руководству. Интегрированная система «дорожные сети» избавляет водителя от ручного сбора документов, их можно отсканировать через камеру планшета;
— Получать сообщения о происшествиях на дороге, изменениях в работе или новых заявках с помощью админки и парсинга новостей с сайта ati.su;
— Пользоваться шаблонами типовых документов и гайдом по работе с приложением.
Если в приложении нет связи в точке разгрузки, то водитель все равно может прикрепить документы и отметить, что он перешел с этапа на этап. И как только интернет появится — информация об этом будет отправлена логисту.
В 2024 дополнили приложение функцией по обновлению расхода топлива при выгрузке в 1С. Теперь водитель в любое время может посмотреть средний расход топлива.
Диспетчерам приложение позволяет:
— Каждые 8 часов получать информацию о том, опаздывает водитель или идет в графике, чтобы при необходимости корректировать следующие маршруты;
— Отправлять оповещения как конкретному человеку, так и всем водителям сразу;
— Удаленно отключать водителя от системы.
Для сотрудников оно стало основным инструментом для работы, а для компании — удобным средством контроля.
Проанализировали аудиторию, конкурентов, подготовили свое видение и продумали структуру приложения. Перед этим погрузились в текущий бизнес-процесс заказчика, чтобы понять, где качать эффективность.
Приложение было внутренним, поэтому найти конкурентов оказалось сложно — такие решения не публикуют в сторах. Чтобы собрать информацию, мы изучали автомобильные проекты и приложения с картами, искали идеи, которые можно адаптировать для заказчика.
На этом же этапе придумали формулу, через которую можно спрогнозировать, успеет ли водитель вовремя доставить груз, чтобы в случае чего логист смог скорректировать следующую заявку.
Чтобы понять, насколько формула соответствует реалиям, оформили ее в Google Таблицу и скинули заказчику, чтобы тот смог протестировать. С этим пунктом вышло все гладко, потому что мы уже работали примерно с такими же расчетами.
После запуска MVP собрали обратную связь от водителей. Выяснилось, что во время движения им мешали всплывающие системные уведомления. В теории все было правильно, на практике оказалось по-другому. Этот момент пришлось дорабатывать.
Пользоваться приложением будут в основном водители. Поэтому важно, чтобы информация была сгруппирована, лаконична, а нужную функцию можно было найти за пару кликов прямо на ходу.
Для этого навигационную панель сдвинули вниз, логотип и меню оставили сверху, по центру разместили основное поле работ. Иконки, навигационную панель, таб-бар и другие элементы сделали крупными, чтобы водителю было удобно считывать элементы интерфейса в пути.
Сделали адаптивную верстку. Шрифт выбрали крупный, легко читаемый, без засечек.
Предусмотрели темную тему, чтобы приложением было удобно пользоваться ночью. Бонусом обновили логотип и разработали фирменный стиль.
Помимо функциональных экранов мы предложили клиенту сделать некое подобие скринсейвера, на котором воспроизводится покачивание фуры и имитируются движения линий. Делали эту функцию через Lottie-анимацию.
(ОБЯЗАТЕЛЬНО включите это видео со звуком. И дочитывайте кейс уже под него, если не учли наш дисклеймер ;)
На скринсейвере водитель видит важную информацию о маршруте даже в спящем режиме навигатора.
Стек выбрали JS, React Native, Yandex MapKit, PHP, Laravel, Mysql, ElasticSearch, Clickhouse, Redis, Nginx, Docker, Lottie.
— Подключили уведомления об опоздании/опережении водителем графика и отклонении от маршрута. Эта функция была одним из главных запросов заказчика.
— Реализовали административную панель. В ней настроили централизованное обновление информации, добавили журнал событий.
— Предусмотрели блок с документами и справочниками. Все отчеты, благодаря сканеру документов, водители сохраняют в приложении и сразу отправляют менеджеру.
— Подключили чат с менеджером. Через него водители и диспетчеры оперативно передают друг другу документы, корректировки маршрута и другие данные.
— Интегрировали приложение с порталом топливных организаций и «Дорожной сетью». Водители стали видеть все точки сервиса грузовых автомобилей и АЗС на своем пути и заранее планируют маршрут заезда в них.
— Создали блок новостей и настроили интеграцию с порталом биржи грузоперевозок. Водители в реальном времени видят сообщения о перекрытии дорог или ограничениях движения и могут при необходимости корректировать свой маршрут.
Для реализации функционала навигации водителя по маршрутам мы использовали Яндекс.Карты в виде пакета для React Native, который написан с использованием Yandex MapKit. В пакете не были реализованы полноценные функции навигации и движения по маршруту. Их мы воплотили на нативном языке Java и успешно использовали в основной части приложения (в React Native).
Чтобы реализовать функцию получения уведомлений об опоздании/опережении/отклонении от маршрута, нужно было решить проблему с GPS.
В Яндекс.Картах координаты не всегда соответствуют реальному положению объекта. Во время сбоев GPS точка может прыгать по карте, исчезнуть или уйти за пределы маршрута. Эту проблему решили за счет создания алгоритма, который фильтрует координаты. В результате положение метки на карте прилепляется к самой линии маршрута.
Вторая сложность возникла при создании функции отклонения от маршрута. Когда водитель отклонялся от намеченного пути (ему понадобилось ТО или заправка, расположенная вне маршрута), точка, отображающая самого водителя, стопорилась именно на том месте, где он свернул.
Мы сделали отображение реального местоположения водителя посредством показа серой метки: когда он едет по построенному маршруту — метка синяя, когда отклоняется — становится серой. В тот момент, когда он возвращается на маршрут, маршрут перестраивается, учитывая то, откуда выехал водитель, и маркер становится синим.
В приложении много взаимодействующей логики. Потому каждый раз после разработки нового функционала тестировали проект от и до, а не отдельно новые функции.
Провели функциональное и регресс-тестирование, тесты на эмуляторе Android Studio. В нем встроен GPS-навигатор; можно «проехать» по маршруту. Если бы мы проверяли приложение сразу на технике, не смогли бы исправить один нюанс.
Если водитель отклоняется более, чем на 20 км, маршрут перестраивается, и логисту приходит уведомление. Но сложность в том, что это не всегда работает. Трудно отследить именно эти 20 км. Приходилось сверяться с гугл-картами, после чего в эмуляторе выверять все до пикселя.
Когда обкатали навигатор по виртуальным дорогам, протестировали и на реальных :) Компания пользуется планшетами Samsung на Android. Мы купили такие же и проверяли все функции прямо в пути.
Домчались до финиша и подводим итог. Мы получили корпоративное приложение для грузоперевозок, которое упростило жизнь и водителям, и логистам. Ни чеки, ни документы больше не теряются, навигатор не барахлит, а водитель приезжает к месту погрузки/разгрузки вовремя. Но даже если что-то выходит из под контроля, логист остается в курсе событий.
— Сейчас сотрудники работают только в приложении для планшетов, для них оно стало основным инструментом. А у компании появилась возможность оптимизировать их работу.
— Корпоративным приложением ежедневно пользуются около 40% сотрудников.
— Благодаря оповещениям водители контролируют дорожную обстановку и могут планировать объезды. А менеджеры сразу знают обо всех отклонениях от маршрута.
— Диспетчеры видят, где находится их водитель, и могут вовремя скорректировать задачу при отставании от графика, внезапной аварии или перекрытии дороги.
— Документы перестали копиться в бардачках и теряться по пути: водители сразу фотографируют их, загружают в ЛК и передают менеджерам.
— Водителям стало проще следовать по маршрутам: теперь все координаты GPS отображаются корректно, без отставаний и отскоков от дороги.
— Благодаря встроенной формуле прогноза оптимизировали время на построение маршрута от точек погрузки и разгрузки в приложении.
— Приложение создали 7 человек команды Пиробайта за 1900 часов, отрисовав 439 макетов и проведя 1405 коммитов.
![]()
Малышев Дмитрий Сергеевич
Все хорошо по менеджменту, по работе команды, по их умениям. Изначально не ожидали, что все получится как нужно, переживали за конечный итог, но мысли сменить команду ни разу не появлялось: приятно видеть людей, которые полностью погружены в проект и делают все возможное для его реализации. Спасибо Pyrobyte за грамотный подход к разработке.