ООО «Вклад в будущее»
Образование, наука, работа
Россия, Москва
Январь 2024
Написать и согласовать 70 текстовых материалов для уроков про ИИ.
Академия Искусственного Интеллекта — всероссийский образовательный проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Академия устраивает олимпиады, хакатоны по математике и искусственному интеллекту для школьников, проводит лекции, создаёт онлайн-курсы и методические пособия.
Ещё проект занимается просвещением учителей в теме интеллектуальных систем: делает курсы повышения квалификации, публикует бесплатные материалы для педагогов и даёт экспертную.
Нужно было подготовить к началу учебного года набор методических материалов для уроков про искусственный интеллект (ИИ) в десяти отраслях экономики.
Каждый текст нужно было адаптировать под три уровня сложности — для младших, средних и старших классов. А содержание любого из уроков должно быть понятным любому учителю, который ранее мог не слышать про технологии ИИ, компьютерное зрение или свёрточные нейросети.
И ещё один нюанс: помимо самих текстовых методичек и презентаций к урокам, нужно было сделать по одному сценарию к десяти видеороликам на те же темы.
70 материалов:
— 30 конспектов, по 3 на каждую из 10 отраслей
— 30 презентаций, по одной к каждому конспекту
— 10 сценариев к видео
Для 10 отраслей: образование, промышленность, экология, сельское хозяйство, здравоохранение, искусство, финансы, транспорт, энергетика, строительство.
Срок был суровый: на все материалы изначально оставалось меньше месяца. Мы вместе обсудили этот план и пришли к выводу, что за такой короткий отрезок времени написать столько материалов не получится.
В итоге разделили работу на 2 этапа: к середине сентября подготовить по два типа материалов для пяти отраслей и двух уровней образования, а вторую половину сделать постепенно до конца года.
Параллельно собрали команду и нашли авторов с профильным опытом. И запустили процесс, вот как он был устроен.
Из-за сжатых сроков сразу решили делать максимально короткий цикл обратной связи: авторы быстро готовили черновики, редактор оперативно комментировал. Пока редактор смотрел тексты, авторы брались за следующие темы или сценарии к видео.

↑ Конспект урока для учителя в гугл-документах
Один методический материал ≈ 20 тысяч знаков.

↑ Мы делали структуру презентаций, писали тексты на слайды и давали рекомендации по картинкам.
Одна презентация ≈ 40 слайдов для проведения уроков у старшеклассников и ≈ 30 слайдов для младшеклассников.
В начальной школе учеников всё время нужно вовлекать в процесс урока — задавать вопросы, давать задания, показывать много картинок. Поэтому мы не забывали вставлять в урок интерактивы, чтобы дети не заскучали:

↑ Вопросы из квиза по теме ИИ в промышленности
В конце каждого урока нужно дать возможность ученикам отметить, что им запомнилось, понравилось, а что нет. Мы изучили форматы рефлексии и добавили разные варианты, например, таблицу де Боно, «Дерево успеха», «Синквейн».
К каждому заданию прописывали суть упражнения и рекомендации для учителя, как проводить занятие, в каком формате, сколько времени это займёт.

↑ Описание заданий на рефлексию
Менеджер проекта согласовывала текст, а параллельно с этим корректор внимательно перечитывала материалы и исправляла ошибки, если они есть.
Когда тексты были готовы, к проекту подключился методист. Она проверяла все тексты методических материалов и презентаций на соответствие государственным образовательным стандартам.
Например, оценивала, насколько понятно изложен материал, укладываемся ли мы в тайминг — время проведение урока ограничено сорока минутами, и в методических материалах было важно это учитывать.
Мы использовали специальный сервис, чтобы проверять, сколько времени займёт чтение одного урока. Также туда нужно было закладывать время на интерактивы с учениками.
После согласования каждого урока, методички и презентации отправляли на дизайн.
За рабочий день материалы верстали и согласовывали с нами.

↑ Конспект в гугл-документе

↑ Конспект к уроку после вёрстки

↑ Презентация до дизайна

↑ Презентация для урока про ИИ в обрабатывающей промышленности после дизайна
Такой цикл мы повторяли с каждым уроком. Процесс был отлаженный, поэтому с первой партией материалов мы закончили быстро.
Всю переписку с клиентом вели в Телеграме, это позволяло всё время быть на связи и быстро присылать обновления клиенту:

↑ Фрагмент рабочей переписки
Вторую партию мы готовили, в уже более спокойном темпе. Финальное согласование было в январе 2024 года.
Мы начали работать 25 августа и уложились в первый, самый важный дедлайн. Написали 20 текстов к 18 сентября — уложились за 16 рабочих дней. Практически на самом старте учебного года их уже опубликовали на сайте. Любой преподаватель мог скачать методичку, презентацию и провести урок.
Всего подготовили 80 текстовых материалов про искусственный интеллект:
✅ 30 методичек для учителей → по 3 формата материалов для 10 отраслей экономики
✅ 30 презентаций → по 3 формата для каждого урока
✅ 10 сценариев видеороликов
✅ 13 интерактивов — задания на закрепление материала. Такой формат обязательно должен быть на уроке для учеников младших классов.