Инструкция по составлению NDA, или соглашения о неразглашении конфиденциальной информации с готовым шаблоном
Скачать (56.5 Кб)Инструкция по составлению NDA, или соглашения о неразглашении конфиденциальной информации с готовым шаблоном
Эта статья является подробной инструкцией о том, как составить документ NDA и какие использовать формулировки. В конце статьи вы найдете готовый шаблон соглашения, в работе над которым нам очень помог Павел Мищенко из компании Runetlex, специализирующейся на подготовке IT-договоров.
Для чего нужен NDA
NDA (англ. non-disclosure agreement) — это соглашение (договор) о неразглашении, которое заключают для сохранения важной коммерческой информации в тайне, предотвращения ее утечки конкурентам. В этом материале мы подробно расскажем, как заполнить и адаптировать под специфику своего проекта шаблон договора NDA, который вы можете скачать в конце.
NDA заключают с подрядчиками, специалистами, приглашенными на аутсорс, контрагентами — теми людьми, через кого может произойти утечка информации. Ограничений в этом плане нет, но компания, которой есть, что скрывать от конкурентов, должна четко определять, что для нее является коммерчески ценной информацией, и от кого она будет требовать сохранения конфиденциальности.
Условия заключения NDA
Есть несколько условий, которые надо соблюсти, чтобы NDA имел юридическую силу.
Первое. Договор о неразглашении будет действовать, если компания делится ценной информацией, которая недоступна третьим лицам. Ведь в этом и заключается ее ценность: несколько человек знает, как, например, изготовить вещь, а все остальные — нет. Благодаря эксклюзивности своего предложения изготовители заняли определенную нишу на рынке и получают доход, конкуренты же кусают локти. Соответственно есть обратная зависимость: если секрет изготовления знают все, коммерческой ценности в ней нет, и NDA заключать в таком случае бессмысленно.
Второе. Есть перечень информации, что по закону нельзя засекретить, поэтому если в NDA указать что-то из этого перечня, NDA работать не будет. Например, не получится скрыть от посторонних сколько человек работает в компании — по закону это общедоступная информация, поэтому требовать от контрагентов, чтобы те об этом не распространялись, незаконно.
Третье. Скрываемая информация действительно ценная. Надо понимать, какая информация действительно ценна, и обладание ею может, например, усилить позицию конкурента на рынке, а какая — не имеет никакой ценности и скрывать ее не имеет смысла.
Например, вы хотите создать мобильное приложение для продвижения своего бизнеса, у вас уже есть концепция, примерная структура и функционал приложения, вы знаете, как будете его продвигать.
У ваших конкурентов таких приложений нет или есть, но они так себе, поэтому нужно, чтобы разработчики никому не рассказали о ваших идеях.
Если разработчики проболтаются, конкуренты могут воспользоваться вашими наработками и улучшить свое приложение, в итоге ваш продукт перестанет быть уникальным.
Отсюда вывод: идея, каким будет мобильное приложение, — коммерчески ценная информация, ее нужно хранить в секрете. Поэтому перед заполнением брифа на разработку приложения, заключите с разработчиками соглашение о конфиденциальности.
Подытожим, NDA будет работать, если:
Компания передает информацию, которая имеет коммерческую ценность;
Передаваемая информация доступна ограниченному кругу лиц;
Информация не упомянута в перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Что такое режим коммерческой тайны и когда его нужно вводить
Режим коммерческой тайны — это режим конфиденциальности информации, который дает ее обладателю возможность увеличивать доходы, избегать неоправданных расходов, сохранять положение на рынке или получать другую какую-либо коммерческую выгоду.
Чтобы ввести режим коммерческой тайны, компания должна принять все меры, которые указаны в законе, для сохранения конфиденциальности. Например, издать локальный акт со списком секретных сведений, определить, кто будет контролировать передачу этих сведений, заключить договоры о неразглашении.
Обычно режим коммерческой тайны вводят, чтобы важная информация не утекла через работников, если конфиденциальной информацией обмениваются партнеры, вводить такой режим не обязательно — им достаточно заключить NDA.
Есть случаи, когда конфиденциальность передаваемых сведений должна быть сохранена по закону, без привязки к режиму коммерческой тайны. Вот они:
Подрядчик, исполняя свое обязательство, узнал о новых решениях и технических знаниях компании. Он не вправе рассказывать о них третьим лицам.
Подрядчик выполнял научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы. Он не вправе кому-либо рассказывать, как все проходило и какие были результаты работ.
Стороны договариваются заключить договор. Если во время переговоров прозвучала конфиденциальная информация, сторона, получившая ее, должна сохранить ее в секрете, нигде и никому не рассказывать. Это правило работает, даже если договор в итоге не заключат.
Во всех случаях рекомендуется зафиксировать передачу конфиденциальной информации.
Как составить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации
Теперь расскажем, как заключить NDA разработчикам.
Соглашение о неразглашении выглядит как обычный договор, у которого есть название, дата и место его заключения.
Шапка договора о неразглашении конфиденциальной информации стандартная
Предмет договора. В предмете прописывают суть договора — что одна сторона передает другой конфиденциальную информацию, а вторая — обязуется сохранять эту информацию в секрете. В этом же разделе можно прописать, что именно понимается под конфиденциальной информацией, либо сделать отсылку на приложение к договору, где будет перечислено, что считается секретом.
Передача конфиденциальной информации. Здесь прописывают для чего раскрывают секретную информацию, с какой целью, указывают, как происходит передача — дают принимающей стороне допуск к сервисам, документам, в том числе электронным, или же все рассказывают устно.
Хранение и раскрытие конфиденциальной информации. В этом разделе еще раз прописывают обязанность принимающей стороны сохранять конфиденциальные сведения в тайне.
Также в этом разделе можно прописать алгоритм действий, что должна делать каждая сторона при определенных ситуациях. Например, что делать, если секретные сведения запросит Следственный комитет.
Ответственность сторон — это то, что будет, если сторона по договору не исполнит свое обязательство, а поделится с кем-то коммерческой тайной. Например, если подрядчик разгласит секрет, то он будет должен возместить убытки, вызванные нарушением, и выплатить неустойку в 100 000 ?.
Срок действия договора. Каждая компания сама определяет, сколько нужно, чтобы ее коммерческие сведения сохраняли в тайне — год, два или всегда. Этот срок также указывают в NDA.
Реквизиты сторон. Тут стандартно, указываются реквизиты сторон: название компании, ИНН, адрес нахождения, ФИО, паспортные данные — если заключают договор с физическим лицом.
Что будет, если контрагент разгласит конфиденциальные сведения
Если контрагент разгласит коммерческую информацию, компания может потерять клиентов, зарабатывать меньше и даже понести убытки. В любом случае, это будет удар по кошельку компании, поэтому человека, разгласившего секреты, накажут рублем.
С контрагентов компания может взыскать неустойку за факт разглашения конфиденциальной информации, ту, что указана в NDA. Например, 100 000 ? за разглашение информации о количестве поставщиков.
Убытки и упущенную выгоду компания сможет взыскать, только если докажет, что они были, это сложнее. Поэтому в NDA с партнерами рекомендуется указывать именно неустойку за разглашение конфиденциальной информации: вероятность ее взыскания намного выше, чем вероятность взыскания убытков.
Шаблон соглашения
Вы можете скачать шаблон соглашения о неразглашении конфиденциальной информации, заключаемый с контрагентами, и адаптировать его под свою компанию.
Другие образцы и шаблоны договоров, коммерческих предложений и брифов вы можете найти в разделе Документация.