1546
24 сен 2025
«Актуальны ли маскоты в 2025 году? В каких случаях они действительно полезны?»
Red Collar, Бренд дизайнер
Мы живем в эпоху глобальной цифровизации, из-за чего все больше и больше нуждаемся в связи с реальным, осязаемым миром. В том числе, нам нужна связь с персоналиями: человеческая психика устроена так, что мы везде ищем себе подобных. И находим — видим лица и человеческие характеристики даже там, где их быть не может. Замечали иногда рожицы на ковре у бабушки? Это оно!
Обратная сторона в том, что нам бывает трудно воспринимать абстрактные, сложные сущности. Но если такая сущность обернута во что-то похожее на нас, даже хотя бы косвенно обладающее человечной характеристикой или внешностью, — с ней проще взаимодействовать. Именно поэтому маскотов часто используют как ассистентов для онбординга в сложных интерфейсах или в качестве обертки для ИИ. Бренд и продукт перестают быть абстрактностью, как только у них появляется живой образ и характер. Персонажи становятся ориентиром для пользователей в непонятной и новой среде, при этом повышая градус лояльности к продукту и помогая в обучении.
Проще говоря, маскот — это «человеческий мост» от абстрактной сущности к конечному потребителю. А пока люди не перестают быть людьми, этот инструмент остается полезным для брендов, особенно в контексте тренда на более простые и неформальные коммуникации.
Обратная сторона в том, что нам бывает трудно воспринимать абстрактные, сложные сущности. Но если такая сущность обернута во что-то похожее на нас, даже хотя бы косвенно обладающее человечной характеристикой или внешностью, — с ней проще взаимодействовать. Именно поэтому маскотов часто используют как ассистентов для онбординга в сложных интерфейсах или в качестве обертки для ИИ. Бренд и продукт перестают быть абстрактностью, как только у них появляется живой образ и характер. Персонажи становятся ориентиром для пользователей в непонятной и новой среде, при этом повышая градус лояльности к продукту и помогая в обучении.
Проще говоря, маскот — это «человеческий мост» от абстрактной сущности к конечному потребителю. А пока люди не перестают быть людьми, этот инструмент остается полезным для брендов, особенно в контексте тренда на более простые и неформальные коммуникации.
Студия Peach, Креативный директор
С 2013 года наша студия занимается брендингом, и если 10 лет назад маскоты активно использовались в визуальной коммуникации брендов, особенно в бюджетном ценовом сегменте, то сейчас мы их видим и создаем гораздо реже. Тем не менее маскоты по-прежнему могут быть эффективным инструментом, если они органично продолжают идею бренда.
Например, мы создали маскотов для детского издательства «Счастье внутри» и танцевальной школы Arena Dance Kids. В таких проектах фирменный персонаж усиливает концепцию бренда, вызывает эмоциональный отклик у аудитории и формирует устойчивые ассоциации. В детских брендах маскот становится «другом» малышей и одновременно привлекает внимание родителей.
Маскоты также востребованы в развлекательных проектах. Достаточно вспомнить совёнка Duo из Duolingo, который до сих пор собирает огромные охваты.
Конечно, актуальность маскотов не ограничивается детской и развлекательной тематикой. Почти в любой сфере фирменный персонаж может стать частью коммуникации бренда, если этот инструмент соответствует его ценностям и запросам аудитории.
D Agency, Генеральный директор (CEO)
Маскоты, на мой взгляд, очень недооцененный инструмент в развитии бренда. Их не так часто используют, полноценно не развивают, а пользы от них очень много. Например, и этот пример был согласован зеленой совой, Duolingo. Отличное использование маскота для развития бренда. Однако, везде сувать маскотов не надо, нужно проанализировать отрасль, проект и понять нужен ли ему маскот и зачем.
В D-Agency мы задействуем маскотов на нескольких проектах, приведу три примера, которые лично мне больше всего нравятся:
- Спецпроект для Дом.ру — маскот как проводник в мир кино (и защита от юристов). В спецпроекте обыгрывали культовые кадры кино — наш маскот «становился» героем сцены. За счёт замены персонажа и стилизации мы избежали правовых рисков и получили вау-эффект без использования оригинальных фрагментов: узнаваемость — есть, согласование от юристов — есть. Просто сказка.
- Образовательный проект «Урок Цифры» от АНО «Цифровая экономика» и 4 маскота для сторитела. Для школьного образовательного проекта это золото: сторителлинг, эмпатия, связка программы с «живыми» героями, которые ведут ребёнка по теме урока.
- Магазин цифровой техники «Центр связи» и самый милый корги-маскот. На нём строили старт соцсетей и сделали активации у блогеров в формате «в магазине пёс‑консультант» — органика, UGC и лёгкое объявление акций без официоза. Плюс лента смотрится интереснее с песиком, а то у всех только айфоны, да дайсоны.
Маскоты в 2025 году — эффективный инструмент в развитии и построении бренда. Однако нужно его делать с умом, постоянно развивать, использовать во всех точках контакта с целевой аудиторией и господи боже давайте им жить. Маскоты умирают в бюрократии и согласованиях. Если хотите результата, то позволяйте себе позволять.
Beavers Brothers, Графический дизайнер
Актуальны ли маскоты? Ещё как! Одна из самых обсуждаемых и виральных рекламных кампаний этого года была выстроена именно вокруг маскота. Речь о «мёртвой» сове Дуо от Duolingo. Сова помогла ребятам сгенерить почти 2 миллиарда импрешнов, 580 тысяч упоминаний в социальных сетях и медиа, 160 тысяч постов от простых пользователей.
В целом в эпоху ИИ и всеобщей цифровизации, маскоты — это про человеческое. Они помогают выстраивать брендам персонифицированную коммуникацию, добавляют настоящих эмоций и настроение. Маскоты отлично интегрируются в трендовые геймификационные механики, работают на вовлечение и удержание.
Важный аспект успешного маскота — это дизайн. Персонаж должен быть живым и обаятельным. Нужно заложить ресурс как на первоначальную разработку, так и на поддержку и развитие образа, проработку разных форматов использования маскота (от стикеров в ТГ до анимаций) и, конечно же, подготовку гайдов (плохой дизайн может загубить любую классную идею).
Нужны ли маскоты всем? Нет. Маскот должен попадать в характер бренда и корпоративный tone of voice. Поэтому в отдельных случаях маскот может быть излишним и даже неуместным (например, в консервативных индустриях, типа B2G).
Мы много работаем с ИТ-компаниями и технологическим сектором, и не смотря на серьёзный и даже сухой имидж индустрии, делаем для них маскотов. И не мы одни). В прошлом году Salesforce представила целое семейство персонажей. Другой классный пример айтишного маскота — это Скрепыш от Microsoft, который фактически обрёл вторую жизнь в последнее время: в 2021 году компания объявила о возвращении образа легендарной скрепки в Office. Маскот получил мощную фан-базу и вышел за корпоративные рамки, в этому году он стал самостоятельным мемом и символом целого движения. Но это уже другая история).
Луч, Арт-директор
Маскоты помогают бренду выстраивать живую коммуникацию с пользователем, особенно когда визуальных приёмов не хватает. Персонаж становится хранилищем смыслов, проводником ценностей и началом диалога. Он быстро передаёт характер бренда, упрощает восприятие и делает его доступным и понятным для широкой аудитории. Маскот незаменим там, где нужно объяснить сложные или сухие темы простым языком, а ещё — создать образ, который мгновенно считывается и остаётся в памяти.
В 2025 году маскоты переживают второе дыхание: они выходят за рамки рекламы и становятся частью продукта. Их можно встретить в интерфейсах, уведомлениях, соцсетях и даже мемах — это усиливает ощущение присутствия бренда в повседневной жизни.
Наибольший эффект достигается, когда маскот становится стержнем айдентики и вокруг него строится вся коммуникация. Например, у нас в Луче есть бренд-персонаж. Он появляется в соцсетях, где мы помещаем его в рабочие ситуации: он проводит исследования, размышляет и создает дизайн-решения. Этот персонаж стал узнаваемым символом студии. Недавно мы сделали брелки из переработанного пластика по его форме — и они быстро стали любимым мерчем, поскольку этот образ уже живёт в сердцах команды.
В 2025 году маскоты переживают второе дыхание: они выходят за рамки рекламы и становятся частью продукта. Их можно встретить в интерфейсах, уведомлениях, соцсетях и даже мемах — это усиливает ощущение присутствия бренда в повседневной жизни.
Наибольший эффект достигается, когда маскот становится стержнем айдентики и вокруг него строится вся коммуникация. Например, у нас в Луче есть бренд-персонаж. Он появляется в соцсетях, где мы помещаем его в рабочие ситуации: он проводит исследования, размышляет и создает дизайн-решения. Этот персонаж стал узнаваемым символом студии. Недавно мы сделали брелки из переработанного пластика по его форме — и они быстро стали любимым мерчем, поскольку этот образ уже живёт в сердцах команды.
Dotorg, Арт-директор
|
| Маскоты будут актуальны всегда, в 2025 в том числе. Но время идет, меняются тенденции и культурные коды. Продолжается тренд на «уродливую моду», которую в свое время задала Balenciaga. Притягивают взгляд люди с нетипичной внешностью, как например, Белла Рамзи (Элли из сериала The Last of Us). Нам надоела однобокая позитивность, мы хотим разного и странного. И невероятная популярность Лабубу с его чудовищно-милым личиком является отражением этого тренда.
Маскоты помогают создать узнаваемый образ компании. И сейчас они не обязаны быть только позитивными, пришла пора выражать сложные эмоции. Посмотрите, как работает Duolingo: «Кажется, ты не учил китайский уже два дня» —зеленая сова явно угрожает и готова пойти на все, чтобы заставить вас учиться. Из символа мудрости сова превратилась в манипулятора) Оказывается и так можно! Пришло время делать маскотом не быстрых пантер и сильных львов, а толстокожих бегемотов и невозмутимых капибар. Стандартов больше нет, надежность и силу можно транслировать по-новому. Экспериментируйте и создавайте харизматичных маскотов. |
Другие вопросы
03 дек 2025
deez.studio, Генеральный директор (CEO)
ITECH, Генеральный директор (CEO)
Beavers Brothers, Team Lead
19 ноя 2025
Директор по развитию бизнеса (CBDO)
4 Пикселя+, SEO-специалист
Relianta.Agency
14 ноя 2025
Пиксель Плюс, Генеральный директор (CEO)
Fractales Agency, Генеральный директор (CEO)
Alekzo, Генеральный директор (CEO)
+2