«Чем отличается продукт-менеджер от проджект-менеджера в контексте запуска сложного сайта? Если в проекте предусмотрено оба таких специалиста, то как должны быть поделены их обязанности?»
Продукт-менеджер отвечает за стратегическое развитие продукта — то есть самого сайта или мобильного приложения. Его основная задача — сформировать концепцию, определить ключевые функции, которые важны для целевой аудитории, и убедиться, что конечный продукт решает поставленные перед ним задачи.
Обязанности продукт-менеджера:
-
Исследование рынка и потребностей пользователей;
-
Определение продуктового видения и стратегии;
-
Формулирование требований к функциональности продукта;
-
Формулирование гипотез и проведение экспериментов
-
Приоритизация фич и управление продуктовыми итерациями;
-
Работа с метриками продукта для оценки его успешности.
Проджект-менеджер, отвечает за операционное управление проектом. Его ключевая функция — обеспечение успешного выполнения проекта в рамках оговоренных сроков, бюджета и с соблюдением качества.
Обязанности проджект-менеджера:
-
Подбор команды исполнителей
-
Планирование и контроль бюджета и графика работ
-
Координация работы команды (разработчиков, дизайнеров, тестировщиков и пр.)
-
Управление рисками и устранение препятствий процесса разработки;
-
Контроль выполнения задач и соблюдения сроков;
-
Взаимодействие с заказчиками и продукт-менеджером для согласования деталей.
-
Отчетность перед заказчиком
В идеальной схеме взаимодействия специалисты совместно обсуждают дорожную карту проекта: продукт-менеджер формулирует цели и стратегию, а проджект-менеджер определяет реалистичные сроки, выделяет необходимые ресурсы и выявляет потенциальные риски.
Продукт-менеджер управляет бэклогом задач, обеспечивает четкие описания фич и их критерии приемки. Проджект-менеджер же отслеживает выполнение задач, ведет отчетность по дедлайнам и распределению ресурсов. В процессе разработки продукт-менеджер может формулировать новые идеи и дорабатывать стратегию на основе обратной связи от пользователей, в то время как проджект-менеджер будет оперативно внедрять изменения в рабочий процесс. И наоборот - продуктовые приоритеты могут пересматриваться с учетом ограничений и возможностей, выявленных проджектом.
На наших проектах, чаще всего роль продукта в руках нашего заказчика, а на нашей стороне роль проджекта, но есть проекты где мы держим обе роли у себя и это разные люди, внутри одного человека две роли совмещать крайне трудно.
Для наглядности компетенции продакт- и проджект-менеджеров можно распределить соответственно двум составляющим любой цели, что и рассмотрим дальше.
1. Что и почему мы делаем?
Ответ — создаем сложный сайт, чтобы привлечь новых клиентов и предоставить новые возможности постоянным. Делаем это потому, что стратегия развития и анализ рынка показывают: без него клиент будет терять свои позиции и конкурентное преимущество. Это подтверждают исследования и опросы пользователей — им нужны функции, которые можно реализовать именно на таком типе сайтов.
Ответы на вопросы «что?» и «почему?» — зона ответственности продакт-менеджера. Он проводит четкую декомпозицию, планирование и распределение задач между специалистами, которые подключатся дальше.
2. Как мы будем это делать и когда сайт будет готов?
После формирования плана разработки сложного сайта, стоит ответить на вопросы: когда начнем? Что для этого нужно? Когда появятся первые прототипы? Какие будут этапы работы? Какие сроки обозначить для каждого из них? Здесь важна работа проджект-менеджера, который обеспечит фиксацию прогресса и соблюдение сроков.
Бывает так, что в такой роли выступает сам заказчик. Тогда продакт-менеджер именно у него спрашивает «что?» и «почему?». Другой вариант: проджект-менеджер помогает с приоритетами и стратегией.
Подведем итог
В сложном проекте наличие обоих специалистов необходимо. Проджект-менеджер может распланировать, когда будет готово MVP, но что должно в него войти и как расставить приоритеты, решает продакт-менеджер.
Идеальный вариант — когда каждый специалист находится на своем месте, и всегда есть возможность получить ответы на оба ключевых вопроса: «Что и почему мы делаем?» и «Как и когда?».