Workspace Digital Awards 2025 — успейте номинировать кейсы по льготной цене до 1 декабря. Принять участие!
 752
25 окт 2024

«Чем отличается продукт-менеджер от проджект-менеджера в контексте запуска сложного сайта? Если в проекте предусмотрено оба таких специалиста, то как должны быть поделены их обязанности?»

INDEXIS, Генеральный директор (CEO)

Продукт-менеджер отвечает за стратегическое развитие продукта — то есть самого сайта или мобильного приложения. Его основная задача — сформировать концепцию, определить ключевые функции, которые важны для целевой аудитории, и убедиться, что конечный продукт решает поставленные перед ним задачи.

Обязанности продукт-менеджера: 

  • Исследование рынка и потребностей пользователей;

  • Определение продуктового видения и стратегии;

  • Формулирование требований к функциональности продукта;

  • Формулирование гипотез и проведение экспериментов

  • Приоритизация фич и управление продуктовыми итерациями;

  • Работа с метриками продукта для оценки его успешности.

Проджект-менеджер, отвечает за операционное управление проектом. Его ключевая функция — обеспечение успешного выполнения проекта в рамках оговоренных сроков, бюджета и с соблюдением качества. 

Обязанности проджект-менеджера: 

  • Подбор команды исполнителей

  • Планирование и контроль бюджета и графика работ

  • Координация работы команды (разработчиков, дизайнеров, тестировщиков и пр.)

  • Управление рисками и устранение препятствий процесса разработки;

  • Контроль выполнения задач и соблюдения сроков;

  • Взаимодействие с заказчиками и продукт-менеджером для согласования деталей.

  • Отчетность перед заказчиком

В идеальной схеме взаимодействия специалисты совместно обсуждают дорожную карту проекта: продукт-менеджер формулирует цели и стратегию, а проджект-менеджер определяет реалистичные сроки, выделяет необходимые ресурсы и выявляет потенциальные риски. 

Продукт-менеджер управляет бэклогом задач, обеспечивает четкие описания фич и их критерии приемки. Проджект-менеджер же отслеживает выполнение задач, ведет отчетность по дедлайнам и распределению ресурсов. В процессе разработки продукт-менеджер может формулировать новые идеи и дорабатывать стратегию на основе обратной связи от пользователей, в то время как проджект-менеджер будет оперативно внедрять изменения в рабочий процесс. И наоборот - продуктовые приоритеты могут пересматриваться с учетом ограничений и возможностей, выявленных проджектом.

На наших проектах, чаще всего роль продукта в руках нашего заказчика, а на нашей стороне роль проджекта, но есть проекты где мы держим обе роли у себя и это разные люди, внутри одного человека две роли совмещать крайне трудно.

ONY, Руководитель клиентского отдела
Все чаще в наших проектах по разработке сайтов и приложений требуется участие и синхронизация с продакт-менеджером. Он отвечает за то, что создается и зачем: проводит исследования, формирует гипотезы, приоритизирует задачи, разрабатывает роадмап и контролирует соответствие продукта целям бизнеса и ожиданиям пользователей. 

Проджект-менеджер сосредоточен на реализации в рамках сроков, бюджета и качества: организует команду, распределяет задачи, отслеживает их выполнение и устраняет блокеры. 

Продакт-менеджер передает проджекту требования и отслеживает процесс на всех этапах, чтобы оперативно реагировать на изменения и обеспечить единое понимание задач.
div., Проектный менеджер
Белое и черное. Архитектор и строитель Продукт и проджект. Все они такие разные и при этом дополняют компетенции друг друга на пути к выдающемуся результату. В нашем случае — обеспечивают запуск сложного сайта.

Для наглядности компетенции продакт- и проджект-менеджеров можно распределить соответственно двум составляющим любой цели, что и рассмотрим дальше.

1. Что и почему мы делаем?

Ответ — создаем сложный сайт, чтобы привлечь новых клиентов и предоставить новые возможности постоянным. Делаем это потому, что стратегия развития и анализ рынка показывают: без него клиент будет терять свои позиции и конкурентное преимущество. Это подтверждают исследования и опросы пользователей — им нужны функции, которые можно реализовать именно на таком типе сайтов.

Ответы на во
просы «что?» и «почему?» — зона ответственности продакт-менеджера. Он проводит четкую декомпозицию, планирование и распределение задач между специалистами, которые подключатся дальше.

2. Как мы будем это делать и когда сайт будет готов?

После формирования плана разработки сложного сайта, стоит ответить на вопросы: когда начнем? Что для этого нужно? Когда появятся первые прототипы? Какие будут этапы работы? Какие сроки обозначить для каждого из них? Здесь важна работа проджект-менеджера, который обеспечит фиксацию прогресса и соблюдение сроков.

Бывает так, что в такой роли выступает сам заказчик. Тогда продакт-менеджер именно у него спрашивает «что?» и «почему?». Другой вариант: проджект-менеджер помогает с приоритетами и стратегией.

Подведем итог

В сложном проекте наличие обоих специалистов необходимо. Проджект-менеджер может распланировать, когда будет готово MVP, но что должно в него войти и как расставить приоритеты, решает продакт-менеджер.

Идеальный вариант — когда каждый специалист находится на своем месте, и всегда есть возможность получить ответы на оба ключевых вопроса: «Что и почему мы делаем?» и «Как и когда?».
Другие вопросы