«Какие сервисы и методики для измерения упоминаемости / медийности компании могут посоветовать уважаемые эксперты?»
Зачем это нам, как агентству по SEO-продвижению?
• Оценивать эффективность работы: Чем больше упоминаний, тем выше наш рейтинг в поисковых системах, а значит, больше трафика на сайт и потенциальных клиентов. Уж в SEOшке-то мы должны быть на высоте, раз уж это наша основная услуга.
• Понимать, как нас воспринимают: Анализ тональности и мнений аудитории помогает корректировать стратегию. А это особенно важно, учитывая, что мы целим в самый высокий чек на русскоязычном рынке.
• Отслеживать рост: Пусть мы не самая медийная компания (и, пожалуй, и не нуждаемся в этом напрямую), важно отслеживать упоминания на профильных сайтах и в СМИ, чтобы видеть динамику. А также привлекать с помощью усиления PR клиентов.
Какие инструменты я использую?
• Сервисы мониторинга: Brand24, Jaga.ai, YouScan.
• Google Alerts: Бесплатные уведомления о новых упоминаниях.
• Анализ обратных ссылок: Оценка авторитетности сайта (помогают коллеги).
• Отделяйте мусорные ресурсы от важных: одно упоминание на крупном авторитетном ресурсе стоит тысячи мелких.
• Регулярно корректируйте стратегию: хороший отдел маркетинга постоянно углубляет свое понимание желанной целевой аудитории, а значит и корректирует свою стратегию в соответствии с этим.
• И, конечно, не забывайте про SEO-оптимизацию сайта – ведь именно туда будет стекаться весь новый трафик, полученный с помощью инструментов PR-а.
Более 4 лет мы используем сервис Brand Analytics.
C помощью Brand Analytics наша команда отслеживает упоминания бренда в интернете. Сбор данных осуществляется из соцсетей, блогов, форумов, отзовиков, маркетплейсов, публичных каналов и чатов Telegram, онлайн-СМИ.
Сбор и анализ соцмедиа и СМИ производится по 12 странам: Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Система оптимизирована для языков, на которых говорят жители этих стран. При этом мониторинг происходит по всем типам сообщений и данных: текстам сообщений, распознанным текстам на картинках, расшифровкам видео, чекинам, stories.
Мы используем ключевые фразы и минус-слова для поиска упоминаний самого бренда и товаров бренда. Во время мониторинга мы используем такие данные, как: язык сообщения, тональность публикации, гео, возраст и пол автора, вовлеченность: количество комментариев, лайков и репостов сообщения. Система сама проставляет тональность публикаций: позитивные, нейтральные, негативные. Но тем не менее, мы сами вручную их отсматриваем, т.к. зачастую нейтральный комментарий может содержать в себе негатив или дискредитировать бренд.
Нужно уточнить, что мы производим мониторинг упоминаний бренда в рамках ORM. Online Reputation Management (ORM) нужен большим брендам, которые работают на рынке b2c. Как правило это компании из сфер FMCG, Retail, FinTech, EdTech, т.е. когда мы имеем дело с большой аудиторией и товаром/услугой, отзывами о котором/-ой можно существенно повлиять на репутацию и объём продаж бизнеса.
Если же у вас средний бизнес и вы только начинаете развивать свой бренд, то на первом этапе, на наш взгляд, достаточно использовать бесплатный сервис Wordstat от Яндекса (пункт “История запросов”) . Вы можете указать название вашего бренда в нескольких его вариациях (на английском, русском языке и транслитом) и следить за динамикой поисковых запросов вашего бренда.