1675
08 июл 2022

«Каких онлайн-сервисов и продуктов по вашему мнению больше всего не хватает в России в условиях введённых санкций?»

Wemakefab, CEO and Founder
Мы больше всего переживаем о том, как будет развиваться комьюнити веб-дизайнеров и разработчиков. Важно, чтобы у коллег были площадки для поиска клиентов и демонстрации портфолио. Ну и, конечно, чтобы было где получить социальное одобрение.

Раньше часть задач закрывали такие площадки как Awwwards, CSSDA, Webby. Мы тоже их использовали — но теперь доступ к ним заблокирован для резидентов РФ. 

Upwork, как источник лидов — тоже.

По результатам нашего исследования дизайнеры зачастую находили заказы и выкладывали портфолио в Инстаграме, который также недоступен без VPN.

Из прикладных инструментов — все использовали Figma, которая начала замораживать аккаунты компаний из РФ. Рынку нужна быстрая и качественная замена всех сервисов, которые были востребованы специалистами.

Мы тоже решили поучаствовать в этом процессе и разработать площадку для дизайнеров и заказчиков. Что-то вроде отечественного Behance, только более удобный и функциональный. Мы давно хотели что-то подобное — и ситуация в мире дала нам сигнал, что сейчас самое время начать разработку. 

Это будет важная инфраструктурная площадка, которая может изменить ландшафт диджитала к лучшему, помочь наладить коммуникацию исполнитель-заказчик-рынок. Запуск планируем уже к сентябрю.
Я думаю, что все крупные компании с собственными командами продуктовой разработки уже почувствовали сложности с оплатой saas-приложений вроде Figma или Jira. И многие эти проблемы уже решили, кто-то оплачивает зарубежными картами, кто-то просто стал использовать системы, обходя легальные ограничения.

Больше всего, на мой взгляд, пострадают те, кто пользовался сервисами Google, особенно связанные с рекламой, аналитикой — они хотя и имеют аналогичные решения на нашем рынке, но не могут быть ими полностью заменены. Похожая ситуация с соцсетями — еще пока легальный Youtube и другие,уже заблокированные не могут быть заменены их российскими клонами — нехватка функционала и аудитории вряд ли будет компенсирована миграцией из западных платформ на “импортозамещенные”.
Zarutsky Group, Генеральный директор (CEO)
В России есть немалое количество разного программного обеспечения. Можно даже уверенно сказать «много». Но счастье, как известно, не в количестве. Львиная доля существующих продуктов и сервисов долгое время имела невысокий локальный спрос — отсюда соответствующие скорость и уровень развития/поддержки. Молодые талантливые разработчики с горящими глазами испытывали огромные сложности из-за конкуренции с зарубежными гигантами. Сейчас для них распахнулись многие двери, однако, как известно, Москва строится не сразу.
Если говорить именно о категориях, где больше всего ощущается «просадка», то я бы, пожалуй, назвал дизайн. В первую очередь — графические редакторы. Это одна из самых «острых» прикладных областей на текущий момент. Ну и, конечно же, масштабные инфраструктурные вещи типа операционных систем, маркетплейсов приложений и т. д. К сожалению, нам еще очень далеко до того, чтобы говорить о наличии качественных работающих продуктов такого уровня. Существующие прототипы — это всего лишь прототипы.
СКОТЧ, Генеральный директор
По моим наблюдениям, аудитории не хватает сервисов и продуктов, которые завязаны на глобальную инфраструктуру, а не на российскую. Конечно, и внутри нашей страны достаточно полезных приложений, платформ и продуктов, а местами мы опережаем остальной мир. 
Однако вместе с этим нам нравилось заказывать доставку вещей с ASOS, пользоваться самой популярной биржей криптовалюты Binance и оплачивать бронь отелей картами Visa и MasterCard. 
Помимо этого, ощущается нехватка персональных развлечений, связанных с контентом. В последнее время все чаще мелькают объявления о перепродаже подписок и карточек App Store. Люди очевидно скучают по привычным легальным контентным сервисам вроде Netflix и Spotify, внутренним покупкам в App Store и Google Play и играм в магазине PlayStation. 
Кстати, расставание с Facebook далось сравнительно легко — в России он почти умер. Как и с Instagram, который тоже потерял былую популярность.

Другие вопросы