Workspace Digital Awards 2025 — престижнейшая международная премия в сфере диджитал. Принять участие!
Назад

Edtech-проекты и сайты образовательных учреждений: требования, бюджеты и предпосылки для редизайна

8147 
 
Поделиться: 0 0 0
С Ильей Тороповым мы поговорили о специфике создания edtech-проектов и сайтов образовательных учреждений, ключевых требованиях к ним и ориентировочных бюджетах.
О персоне

Илья Торопов — директор агентства MACHAON, специализирующегося на длительных контрактах с заказчиками из сферы образования и b2b-сегмента.

За 26 лет агентством было реализовано 800+ проектов для госструктур, образовательных учреждений, международных и российских корпораций.

Среди клиентов: Консорциум Universal University, Британская высшая школа дизайна, Университет МФЮА, Московский международный университет, Xerox, Русклимат, Lukoil, группа компаний ЕвроСибЭнерго и многие другие.

Чем разработка образовательных сайтов отличается от всех остальных? Во сколько в среднем обходится создание эффективного многофункционального сайта образовательного учреждения и каким требованиям он должен соответствовать? Как «зацепить» посетителя сайта с первых секунд? Нужны ли учебному учреждению лендинги? Чем модель time&material отличается от fix-price? Что такое фреймворк и чем он отличается от CMS?

Ниже вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

1
Илья, расскажите, чем разработка образовательных сайтов отличается от остальных?

Основное отличие в том, что сайты учебных заведений попадают под нормативы нашего законодательства.

Есть Федеральный закон и Приказ Рособрнадзора, в котором прописаны основные требования к хостингу, домену, дизайну, контенту и пр., которые мы учитываем при разработке. А в остальном — это все те же общие требования для современного сайта, ориентированные на поведение пользователей, которых нужно убедить поступить в ВУЗ или купить ту или иную образовательную программу на сайте.

2
Есть ли разница между сайтами государственных и частных образовательных учреждений?

Тут все просто: частные учебные заведения, как любая коммерческая структура, ориентированы на продажу своих образовательных продуктов. У них построен процесс презентации образовательных программ и возможность их удобной и быстрой покупки, они делают большой акцент на своих преподавателей и экспертов, на подход к обучению, ресурсную базу. Государственные в свою очередь размещают в равной степени информацию о специальностях, условиях поступления, общежитии, студ.клубе и прочем, тем самым смещая фокус на другие аспекты. Им сайт нужен больше для презентации и «галочки», что они соответствуют требованиям Рособрнадзора.

3
Какие признаки могут указать на то, что образовательный сайт устарел и пора заказывать редизайн?

Большинство сайтов государственных учебных заведений, в том числе самых крупных, известных и престижных выглядят, простите, плохо. Долго загружаются, нет мобильной версии, перегружены контентом, сложная навигация — невозможно быстро и просто найти нужную информацию. Складывается ощущение, что они создавались лет 10 назад.

Когда же заходишь на сайт частного ВУЗа, то видно, что они за ним следят, развивают, поддерживают, потому что для них это основной канал продаж.

При этом к проекту редизайна надо подходить соответственно: мы, например, обязательно проводим анализ поведения пользователей на старом сайте, чтобы выяснить основные сценарии и учесть их при разработке нового дизайна, бережно относимся к существующей базе данных и аккуратно мигрируем её в новую структуру, запускаем новый сайт в отдельной инфраструктуре, чтобы не допустить простоя, следим за SEO-оптимизацией и Google PageSpeed и т.д. Словом, редизайн — это полноценный отдельный проект, а не просто «обновление» внешнего вида.

4
Давайте подкрепим тезис о необходимости своевременного редизайна реальным кейсом. Приведите конкретный пример, когда он смог заметно повысить количество заявок с сайта ваших заказчиков.

Редизайн сайта Британской высшей школы дизайна. После окончания работ в конце 2019 года количество заявок на обучение выросло примерно на 30%.

5
Есть ли какие-то распространенные ошибки/недочеты, которые допускают ваши коллеги при разработке образовательных сайтов?

Самая главная ошибка, которую допускают и сами ВУЗы — это то, что они не хотят по каким-то причинам популяризировать, делать акцент на своих образовательных программах.

Они делают акцент на все что угодно, но не на программы, которые нужно презентовать и продавать (в случае с частными учебными заведениями).

6
Поговорим о вашем агентстве. К какому ценовому сегменту относится MACHAON? На какие бюджеты вы ориентируетесь?

Наша компания относится к среднему ценовому сегменту. Ориентировочная стоимость разработки 1-2 млн рублей, окончательная зависит от многих факторов.

7
Каким образом вы считаете бюджет проекта? Отличаются ли ставки ваших специалистов относительно грейдов и специализаций? Сколько у вас стоит 1 час дизайнера и 1 час разработчика?

Стоимость проекта рассчитывается на основе почасовой ставке специалистов. Да, ставка специалиста отличается в зависимости от грейдов. Например, час дизайнера и middle-разработчика стоит 2 200 рублей, час арт-директора и тимлида стоит 2 800 рублей. Соответственно, бюджет считается исходя из часов специалистов, которые входят в команду проекта, умноженных на их ставку.

8
Какие специалисты агентства привлекаются к созданию образовательных проектов?

В команду проекта входит аналитик-проектировщик, арт-директор (разработка дизайн-концепции), технический дизайнер, project-менеджер (обеспечение коммуникации внутри проекта), teamlead (управление командой разработки), frontend и backend-разработчики в том количестве, которое необходимо для реализации проекта, тестировщики и DevOps-инженер (отвечает за разворачивание сайта на боевом сервере заказчика).

9
Пожалуйста, кратко опишите путь вашего клиента с момента обращения в ваше агентство: какие этапы предстоит пройти до получения готового сайта, сколько времени они обычно занимают, какие важные решения должен принять клиент в процессе?

Обычно все начинается с входящего запроса. Далее, как правило, проходит установочная встреча с клиентом, на которой обсуждаются цели и задачи проекта, функциональные требования, обсуждаются вопросы с обеих сторон. После этого мы формируем коммерческое предложение для клиента. Если предварительная смета его устраивает, переходим к подписанию договора и к первому этапу — проектированию.

Мы не подписываем договор на полную стоимость всего проекта. Изначально подписывается только доп. соглашение на этап проектирования, после его завершения уже можно будет говорить о какой-то понятной стоимости проекта.Такая схема работает, если с этим клиентом мы работаем по модели fix-price.

Если клиент прогрессивный и понимает, что в жизненном цикле проекта будут изменения, то мы предлагаем сразу заключить договор по модели time&material, чтобы бюджет был не фиксированным и подстраивался под изменяющиеся требования Заказчика. В последнее время заказчики довольно-таки охотно переходят на модель T&M.

По моему личному мнению в последнее время наши клиенты стали более грамотными с этой точки зрения. Они понимают, что они сами являются инициаторами изменений в рамках проекта, и эти изменения должны быть оплачены.

Ну и нельзя не отметить, что работа по T&M ускоряет разработку проекта, экономия по времени составляет примерно 30%. Последний пример — сайт Школы искусств и наук ММУ, которые запустились в короткие сроки перед приемной кампанией благодаря agile-подходу и работе по T&M.

Этапы реализации проекта стандартные: проектирование, дизайн, верстка и разработка, тестирование, опытная эксплуатация, релиз.

10
Вы явно неоднократно проводили исследования аудитории образовательных учреждений. Какие особенности ей свойственны?

Для сайтов образовательных учреждений ЦА в первую очередь — студенты. Это, как правило, молодая аудитория — девушки и парни 17-18 лет. Нужно ориентироваться на них. Им надо подавать сайты модно, стильно, молодежно. Очень важно удержать их внимание на сайте за первые 2 секунды — заинтересовать заголовком, баннером, УТП, эмоцией.

В случае с образовательными платформами и edtech-проектами ЦА абсолютно разная. Это могут быть и дети, и школьники, или, наоборот, взрослое поколение, повышающее свою квалификацию. И тут мы отталкиваемся от самого проекта.

11
Каким критериям должен соответствовать образовательный сайт в 2022 году? Какие тренды нужно иметь в виду заказчикам, чтобы их сайт стремительно не устарел после запуска?

Критерии и современные требования во многом применимы ко всем сайтам, не только к образовательным. На первом экране нужно зацепить абитуриента, вызвать эмоциональный отклик. УТП должно дать пользователю хотя бы одну причину для выбора в пользу данного учебного заведения. С первых же секунд должны быть понятны дальнейшие действия на сайте.

Обязательна кнопка на первом экране «подобрать программу» или же «записаться на день открытых дверей» — целевое действие, которое пользователь должен совершить. Ну и, конечно, дизайн сайта во многом влияет на конверсию.

12
Обучение — это, как правило, про молодежь. Как вы считаете, уместен ли креатив, юмор, нестандартные дизайн-решения для сайтов образовательных учреждений?

На мой взгляд это зависит от самого учебного заведения. Если это образовательное учреждение про креатив, творчество, то почему нет?! А если говорить про юриспруденцию, госуправление, то тут, скорее всего, это будет неуместно.

13
В каких случаях на ваш взгляд образовательным учреждениям нужны лендинги?

Я считаю, что лендинги в данном случае вообще не нужны. Нужно саму архитектуру сайта построить так, чтобы он имел грамотную навигацию и наполнение. Например, отдельные страницы программ обучения могут быть неким лендингом, чтобы в том числе вести трафик на эти целевые страницы.

14
Кроме сайтов образовательных организаций вы занимаетесь еще и разработкой образовательных платформ, стартапов, edtech-проектов. Давайте остановимся на них подробнее. Расскажите, в чем выражается их специфика.

В таких проектах акцент в первую очередь идет на проектирование интерфейсов для удобства использования конечными пользователями.

Это внутренние ресурсы с различным набором функционала: курсы, онлайн-уроки, вебинары, выполнение домашних заданий и т.д. Во время пандемии тенденция в образовании заметно устремилась в онлайн. И многие образовательные учреждения столкнулись с проблемой выбора: «Что использовать, какой продукт внедрить?».

Зачастую выбранное решение неудобно, непонятно, не решает полностью задачи и не выполняет нужных функций. Образовательным учреждениям мы советуем вкладываться в разработку своей внутренней системы для внутреннего обучения. За этим будущее. Кто успеет вовремя адаптироваться, предложить своим студентам современную систему обучения, тот и будет в лидерах.

15
Мы знаем, что некоторые проекты вы реализуете на фреймворках. Пожалуйста, расскажите читателям, что это такое, как их использование влияет на стоимость проекта и в каких случаях есть смысл выбирать именно этот вариант?

Любой проект можно реализовать либо на коробочном решении (например, на «1С-Битрикс»), либо на фреймворке, который позволяет нам быть более гибкими. Разработка на фреймворке как правило дороже, но при этом она дает заказчику максимальную гибкость при разработке проекта. Если сайт ВУЗа просто презентационный с информационными разделами, образовательными программами, то тут достаточно «коробки». Если же речь идет об образовательной платформе, личном кабинете, системе дистанционного обучения, то в этом случае оптимальный вариант разработки на фреймворках.

Средняя стоимость на фреймворке — 1,5-2 млн рублей, с использованием коробочной версии — 1-1,5 млн рублей.

16
Мы заметили, что на сайте Рейтинг Рунета суммарная оценка, поставленная вашему агентству клиентами, максимальна — 5 баллов. Мы знаем, что это большая редкость и Рейтинг Рунета не удаляет отзывы. Соответственно, не можем не спросить: как вам это удалось? В чем ваш секрет?

Главный принцип — крайне редко мы работаем с заказчиком только по одному проекту и расходимся. Для нас самый лучший клиент тот, который растет и развивается вместе с нами в течение долгих лет. С некоторыми клиентами мы сотрудничаем уже больше 10 лет.

17
В конце дайте, пожалуйста, совет руководителям образовательных учреждений и edtech-проектов. Возможно, они могут сделать что-то самостоятельно, чтобы улучшить свой сайт или избавиться от какой-то проблемы...

Доверьтесь профессионалам, которые имеют большой опыт и знают, как сделать тот продукт, который нужен для вашей целевой аудитории.

Не пытайтесь сделать сами!