
Вольный перевод статьи 9 Organizational Design Models You Should Know, опубликованной в блоге компании Academy to Innovate HR (AIHR).
20 лет назад компании сталкивались с перестройкой организационной структуры раз в несколько лет или даже десятилетий, а большинство руководителей встречались с этой задачей, возможно, всего пару раз за всю свою карьеру. Но теперь автоматизация и конкурентное давление заставляют компании меняться гораздо быстрее.
К 2015 году организационные изменения стали образом жизни. По данным исследования McKinsey, 60% компаний провели редизайн в течение последних двух лет. Еще 25% сделали это три и более лет назад.
Потом случилась пандемия в 2020 году, которая подтолкнула бизнес к масштабным переменам. Многие компании пережили за несколько месяцев то, что обычно занимало десятилетия. Когда-то у нас было время, чтобы приспособиться к изменениям до начала следующих, современные условия диктуют другие правила: изменения становятся образом жизни. И как вы понимаете, речь идет не о перестановке мебели. Это перемены, которые полностью трансформируют стиль нашей работы.
Об этом и предлагаю поговорить в статье:
Оргдизайн — это то, как устроена система управления в компании для реализации своего стратегического плана и достижения целей. При этом оптимальный тип оргструктуры определяется именно стратегией компании.
Важно! Не существует лучших практик оргдизайна, так как у каждой компании свои потребности. Следование методам и подходам другой организации вряд ли приведет вас к долговременному успеху, именно поэтому при проектировании оргструктуры используют модели оргдизайна, а не набор строгих рекомендаций.
Модель оргдизайна — это концептуальная основа, которую компания использует, чтобы:
Большинство известных организационных моделей, которые применяются сегодня, возникли в 70-80-е годы прошлого века. Их создатели стремились перейти от иерархических моделей индустриальной эпохи к более плоским и оперативным структурам.
Понимание следующих традиционных моделей поможет вам выбрать правильные инструменты для диагностики и изменения моделей работы.
Модель McKinsey 7S
Эта модель, вероятно, считается одной из наиболее известных. Ее основная цель — анализ эффективности организации через взаимодействие 7-ми ключевых элементов. Важно, что это достигается не путем изучения какого-либо одного элемента, а в процессе их балансировки и согласования в единое целое. В модели выделяют «жесткие» и «мягкие» элементы.
«Жесткие» элементы: структура, стратегия и системы:
Этими элементами легче управлять, чем «мягкими» элементами — навыками, персоналом, стилем и общими ценностями:
Преимущества модели 7S
Недостатки модели 7S
Модель 7S часто подвергается критике за то, что она не позволяет конкретно выявить недостатки в стратегии или ее исполнении. Однако следует помнить, что McKinsey, как и другие консалтинговые компании, разрабатывала свои модели в качестве основы для консультирования по оргдизайну, а значит, любые изменения вряд ли предполагались по принципу «сделай сам».
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12740 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Звездная модель — это модель, предлагающая набор управляющих политик, с помощью которых можно воздействовать на компанию, и которые находятся в зоне контроля руководства:
Звездная модель — это модель, предлагающая набор управляющих политик, с помощью которых можно воздействовать на компанию, и которые находятся в зоне контроля руководства:
- Специализация — специальности, необходимые для выполнения работы.
- Форма описывает количество людей в организационных единицах или зону контроля на каждом уровне.
- Распределение власти определяет, насколько плоской или иерархической является организация.
- Департаментализация — это формирование организационных единиц по таким параметрам, как функции, рабочие процессы, рынки, клиенты, география.
Под персоналом понимается согласование кадровой политики и функций, направленных на развитие как кадрового, так и организационного потенциала.
Преимущества Звездной модели
Недостатки модели
Модель Марвина Вейсборда, представленная в 1976 году, возникла как результат его работы по созданию «инструмента, которым может пользоваться каждый». Он писал, что это помогло ему быстро расширить рамки диагностики «от межличностных и групповых проблем до более сложных контекстов, в которых осуществляется управление организациями».
Представляя эти шесть элементов как вспышки на экране радара, он показывает, как управлять отношениями, подобно тому как авиадиспетчеры управляют расстоянием, высотой и скоростью полета самолета. Как и другие модели оргдизайна Модель шести ячеек — это инструмент диагностики, который предназначен для понимания взаимосвязей и баланса элементов.
Модель Вейсборда очень похожа на подход Гэлбрейта, и любой из них может быть полезен в качестве инструмента диагностики. И, как и в предыдущем случае, по модели Вейсборда доступно большое количество материалов и руководств.
Преимущества Модели шести ячеек
Недостатки модели
Описание других моделей и полезные рекомендации, как выбрать подходящую модель оргдизайна, доступны в продолжении статьи. А чтобы глубже погрузиться в тему управления продуктами, присоединяйтесь к очной части конференции ProductConf 25 апреля! Участников ждут обзор лучших методологий и инструментов — от исследования потребностей пользователей до построения roadmap'ов.