Чат-боты могут облегчить жизнь предпринимателя или блогера. Например, у Comedy Club есть бот в Viber для дистрибуции контента, каршеринг YouDrive снизил число звонков на две трети за счет бота в Telegram, а чат-бот Aviasales для Telegram и Slack подбирает билеты и экономит время клиентов.
Разбираемся, что такое чат-боты, чем они полезны для бизнеса и как можно их сделать.
Чат-бот — алгоритм, который общается с пользователем без оператора. Он может подбирать товары, рассчитывать время доставки, отвечать на простые вопросы вместо специалиста техподдержки. Чат-боты работают на сайте в онлайн-чате, в мобильных приложениях, мессенджерах и социальных сетях: пользователи пишут им сообщения, как живому собеседнику, или выбирают нужные действия кнопками.
Чат-бот от «Альфа-Банка» может показать банкоматы, курсы валют или порекомендовать интересные сервисы
Чат-боты для сайта, соцсетей и других платформ не просто отвечают на вопросы. Они могут оформлять заказы и передавать их в CRM-систему и принимать оплату на месте, регистрировать пользователя в сервисе и напоминать ему о предстоящем событии. Роботы заменяют собой менеджеров по продажам и работают эффективнее, потому что могут общаться с десятками потенциальных клиентов одновременно.
Есть два вида чат-ботов для бизнеса: линейные и с искусственным интеллектом.
Линейные чат-боты работают строго по алгоритмам. Вы прописываете логику разговора с возможной последовательностью действий и варианты ответов на вопросы. Робот будет реагировать на нажатие кнопки или конкретные фразы в сообщении. Если пользователь спросит что-то, что не предусмотрено алгоритмом, бот позовет в чат оператора или уведомит клиента о том, что не понимает вопроса.
Такие роботы полезны, если у пользователей много типовых вопросов — например, отследить посылку или заказать суши.
Разработать линейного чат-бота можно самостоятельно без знания кода. Алгоритмы создаются в визуальном редакторе — достаточно продумать, как именно робот должен реагировать на конкретные сообщения.
Пример сценария чат-бота в визуальном редакторе. Источник: блог Robochat
Чат-боты с искусственным интеллектом тоже используют в работе алгоритмы, но более сложные. Они не отвечают на конкретные слова, а понимают смысл запроса и предлагают варианты решения проблемы.
Роботов на основе ИИ используют там, где много разных продуктов и услуг, а запросы могут быть нестандартными. Например, «Сбер» разработал бота для приема обращений от корпоративных клиентов.
Разработка чат-ботов с искусственным интеллектом стоит дорого — это прерогатива крупных брендов. Самому это сделать сложно. Малый бизнес может использовать no-code решения: платформы, на которых можно собрать робота с ИИ без вмешательства в код. Но все равно придется предоставлять боту базы данных для обучения — это намного сложнее, чем создание линейного чат-бота.
Главное преимущество чат-ботов — сокращение затрат. Один робот может обрабатывать эффективнее нескольких операторов, поэтому можно сократить штат сотрудников. Вместо условных 10 менеджеров понадобится один, который будет подключаться, когда бот не справляется. Яркий пример использования чат-ботов — виртуальные ассистенты «Сбера», которые закрывают до 80 % часто задаваемых вопросов о банковских услугах и экономят 60 млн рублей ежемесячно.
Также чат-боты используют, чтобы:
ускорить процедуру обработки сообщений, что может быть важно для ниш с импульсивными покупками;
повысить конверсию, потому что пользователь не будет ждать оператора и получит консультацию в удобном для него формате;
создавать автоворонки и полностью отказаться от найма менеджеров по продажам.
Боты компаниям из многих сфер: салонам красоты, сервисам по доставке букетов, банкам, каршерингу и другим. Об их эффективности можно судить по кейсам. Например, магазин косметики увеличил конверсию до 10% благодаря чат-боту, а в агентстве Smart Communication сделали выручку 500 000 рублей за день продаж вебинара через робота в WhatsApp.
Читайте также: Как сделать сайт более продуктивным: 10 рекомендаций от экспертовНаша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12177 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Использовать конструктор чат-ботов проще, чем разрабатывать робота с нуля самому. У конструкторов есть визуальный редактор, в котором можно строить логику бота и инструкции. Если не хотите разбираться самостоятельно, можно создать тендер на Workspace и найти специалистов, которые помогут с разработкой.
Единого рейтинга чат-ботов нет, потому что есть много параметров для их оценки. Мы решили руководствоваться популярностью платформ и составили подборку сервисов, в которых можно создать линейного робота. Расположили платформы от самых популярных к менее популярным.
Jivo — платформа для общения с клиентами в онлайне. С ее помощью можно установить онлайн-чат на сайт и в том числе подключить чат-бота. В 2019 году сервис набрал самый высокий рейтинг в AppStore, а всего его используют более 250 000 сайтов.
Где работает. На сайте, во «ВКонтакте», на Facebook и многих других платформах.
Вот полный список платформ, с которыми работает чат-бот Jivo
Что умеет. Создавать ответы на вопросы пользователей в визуальном редакторе без знания кода. Прописываете, что должно быть в сообщении человека, настраиваете ответ — и бот общается с клиентами.
Стоимость. Чат-боты доступны на профессиональном тарифе. Его стоимость — от 594 рублей ежемесячно. Есть пробный бесплатный период сроком 14 дней.
BroBot — сервис для продвижения в соцсетях через лайки, посещения страниц, комментарии. В числе прочих функций есть чат-боты. Его использовали более 190 000 раз.
Где работает. Во «ВКонтакте», Instagram, Facebook, «Одноклассниках», на «Мамбе» и LovePlanet.
Что умеет. Позволяет настраивать автоответы на входящие сообщения и ответы на запросы, содержащие ключевые слова. Может работать с синонимами и отправлять файлы.
Дополнительно.
Работа одновременно с несколькими профилями в соцсетях.
Интеграция с сервисами для создания чат-ботов с ИИ.
Стоимость. Работа с одной страницы бесплатна. Если подключаете до 10 профилей, придется заплатить от 599 рублей, если нужен безлимит — от 1 799 рублей.
Robochat используют более 100 000 компаний, в числе которых «МегаФон», Ozon, ТВ-3.
Где работает. В Telegram и во «ВКонтакте».
Что умеет. Создает любые алгоритмы в визуальном редакторе. Можно добавлять реакции на заданные слова или на файлы, автоматически назначать пользователям теги для дальнейшей сегментации, использовать таймеры. Возможно создание чат-бота с кнопками или робота, который реагирует на определенные события типа оформления заказа на сайте.
К каждому сценарию можно добавлять сколько угодно шагов. Источник: база знаний Robochat
Дополнительно.
Прием платежей внутри чат-бота.
Сегментация и персонализация — пользователей можно разбивать на группы и предлагать каждой что-то свое.
Массовые рассылки.
Стоимость. Бесплатно, пока сервис находится в бета-тесте.
PuzzleBot — платформа, на которой уже создали более 83 000 ботов. Помимо создания чат-ботов, ее можно использовать для управления каналами, постинга и модерации.
Где работает. Только в Telegram.
Что умеет. Создавать чат-бот для бизнеса без кода в конструкторе, перемещая блоки. Можно настроить разные сценарии, чтобы робот отправлял сообщения, совершал математические операции, прикреплял файлы или просил пользователей пройти опрос.
Дополнительно.
Прием платежей внутри бота.
Создание интернет-магазина внутри бота.
Переписка от имени чат-бота.
Просмотр истории сообщений.
Стоимость. Бесплатно можно создавать боты, рассчитанные на 150 человек. Платные тарифы стоят от 472 рублей ежемесячно.
Читайте также: Как эффективно продвигать интернет-магазин самому?Chatforma — сервис, в котором уже создано более 65 000 чат-ботов.
Где работает. В Facebook, Telegram, «ВКонтакте» и Viber.
Что умеет. Есть визуальный редактор для создания блок-схем. Бот может записывать на прием, тестировать и консультировать пользователей, рассчитывать стоимость продукта. В чат можно «позвать» живого оператора, если робот не справляется.
Дополнительно.
Автоматические оповещения о заказах и других действиях пользователей внутри чат-бота.
Ручные и автоматические рассылки.
Сегментация и персонализация.
Витрина товаров — можно создать магазин в чат-боте.
Интеграция с 2 000 сервисов.
Стоимость. Один чат-бот стоит 1 000 рублей ежемесячно и может обслуживать до 100 000 пользователей. Если покупать ботов на год, то один может стоить от 165 рублей. Есть бесплатный доступ сроком на 15 дней.
Примеры сервисов, откуда чат-бот может получать данные
LeadBack — пример чат-бота, имитирующего общение с живым человеком. На платформе можно также установить обычный чат и виджет обратного звонка.
Где работает. Только на сайте.
Что умеет. Позволяет разрабатывать линейного чат-бота, который может консультировать клиентов. Вы выбираете время, через которое запускается робот, настраиваете сообщения, а он — отправляет их и собирает контакты в чате. Также бот может отправлять пользователям файлы и документы.
Дополнительно.
Архив всех чатов.
Имитация живого общения — пользователь увидит надпись «оператор печатает».
Добавление аватарок и имен для чат-ботов.
Блокировка нежелательных клиентов.
Стоимость. Подключение до двух операторов бесплатно. Если операторов больше, за одного нужно заплатить от 100 рублей ежемесячно. Чем больше специалистов, тем меньше стоимость одного подключения.
Bot Kits — сервис, которую используют «Сбер», «ПИК», «Почта России» и другие крупные компании. Это не конструктор чат-ботов для бизнеса, а услуги по созданию робота на конкретной платформе.
Где работает. Во «ВКонтакте», Telegram, Facebook, Viber, «Одноклассниках» и в «Алисе» от «Яндекса».
Что умеет. Почти все — специалисты могут создавать анкеты, тесты, формы приема заказов, таймер. Доступна отправка сообщений и файлов, интеграция со сторонними системами.
Дополнительно.
Сохранение ответов пользователей.
Ежедневные отчеты в виде таблиц.
Добавление операторов.
Массовые рассылки.
Напоминания пользователям.
Стоимость. Зависит от сложности задачи. Минимальный тариф на персональную разработку чат-бота — 7 700 рублей.
Botmother используют «Райффайзенбанк», «Газпром», Megogo и другие компании.
Где работает. В Telegram, WhatsApp, Viber, Facebook, Instagram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Что умеет. Предоставляет визуальный редактор с блоками, из которых строится сценарий чат-бота. Можно добавлять в логику бота тесты, текст, изображения, кнопки, видео и аудио.
Так выглядит визуальный редактор — всеми экранами можно управлять в меню. Источник: база знаний Botmother
Дополнительно.
Статистика.
Сегментация и персонализация.
Рассылки.
Сохранение истории сообщений.
Подключение оператора.
Стоимость. Одного бота можно создать бесплатно. Если нужно больше, подключаете платный тариф. Его цена — от 699 рублей ежемесячно за бота при оплате на год вперед.
Chatgun — чат-бот, разработанный специально для одной платформы.
Где работает. Только во «ВКонтакте» — его можно установить в сообщество.
Что умеет. Позволяет настраивать ответы на разные сообщения и действия: отписку, подписку, неизвестную команду. Одного алгоритма нет — нужно создавать разные сценарии для каждой команды.
В ответ на сообщения пользователя бот может прислать текст, файл, переслать сообщение или перейти к следующему сценарию — так можно создавать цепочки действий.
Это — настройка сценария: можно задать условия его включения и добавить несколько ответов на него
Дополнительно.
Работа в комментариях на стене и беседах.
Персонализация — отправка разных ответов в зависимости от параметров.
Реакции на сообщения пользователей.
Стоимость. Цена подписки — 390 рублей ежемесячно. Есть тестовый период сроком на 5 дней.
Читайте также: Какие документы нужны для нормальной работы сайта?BusinessBot — конструктор, в котором можно создать чат-бота на двух платформах.
Где работает. В WhatsApp и Instagram.
Что умеет. В конструкторе можно настроить ответы на распространенные вопросы пользователей. Бот будет реагировать на ключевые слова в их сообщениях.
Дополнительно.
Прием платежей внутри бота.
80+ готовых шаблонов, которые можно редактировать.
Рассылки.
Интеграция с CRM-системой.
Стоимость. Цена — от 1 000 рублей ежемесячно.
Обращайте внимание на платформы, к которым можно подключить чат-бота: если работаете только в соцсетях, нет смысла выбирать сервис с интеграцией с мессенджерами. Также учитывайте:
предполагаемое количество пользователей — у некоторых конструкторов есть ограничения в тарифах;
функционал — если планируете использовать бота как консультанта, дополнительные функции не нужны;
удобство интерфейса — воспользуйтесь бесплатным демо-доступом, чтобы проверить, будет ли вам комфортно работать в редакторе.
Если не хотите создавать бота самостоятельно на конструкторе, найдите разработчика на Workspaсe. Сделайте техническое задание для чат-бота и поручите его с нуля специалисту — он сможет реализовать то, что не получится у сервисов.