Маркетологам, креаторам, дизайнерам, копирайтерам часто приходится креативить, придумывать новое, выдавать идеи. Речь идет не только об изобретении чего-то выдающегося (вроде велосипеда или закона всемирного тяготения), но и об эффективных и нестандартных вариантах решения задач.
У всех бывает состояние, когда нужно креативить, а мозг буксует. Разберемся, почему это происходит и как бороться.
Привет, меня зовут Женя Комова, я руководитель отдела маркетинга Школы ИКРА, автор Telegram-канала «Женя, пили контент». Мы с командой ИКРЫ учим команды выполнять задачи любой сложности с помощью инструментов креативного и стратегического мышления. Проводим стратсесии и хакатоны для компаний.
Все дело в подходе нашего организма — и мозга в том числе — к распределению энергозатрат. Он всегда выбирает не расходовать лишнюю энергию и стремится, чтобы все вокруг было просто. В связи с этим упорно сопротивляется решать задачи нестандартно. А вместо этого предпочитает мыслить шаблонами и навешивать ярлыки, чтобы действовать одинаково и не тратить свой ресурс.
Из-за этих особенностей бывает невероятно тяжело посмотреть на объект/задачу под другим углом. В итоге мы мыслим стандартно. А что может быть хуже для креативного мышления?
Мы можем даже провести параллель между креативностью и Первым началом термодинамики. Оно гласит, что внутренняя энергия меняется только при обмене энергией с окружающей средой. Это происходит либо через передачу теплоты, либо через совершение работы. Возвращаясь к креативности, когда мы ловим мотивацию и готовы нестандартно решать задачи:
Оба варианта предполагают включение в процесс. А если научить мозг находить решения через использование разных алгоритмов, то это не будет занимать много времени.
Креативность ассоциируется, в первую очередь, с работой в сфере маркетинга, дизайна, искусства и развлечений. Но по сути, умение креативить стало универсальный навыком. Он входит в число наиболее востребованных на рынке труда и увеличивает шансы на хорошую работу или повышение. Особенно актуален для сферы бизнеса, где нестандартный подход и свежие решения помогают развиваться в условиях жесткой конкуренции.
Что же нужно делать со своим мышлением, чтобы креативить здесь и сейчас, а не ждать вдохновения? Для начала разберемся с тем, как мозг придумывает идеи.
Еще в середине XX в. американский психолог Элис Пол Торренс утверждал, что креативное мышление делится на два этапа, в соответствии с которыми всегда действуют креативные люди:
Главное — не смешивать эти этапы. Нельзя одновременно придумывать и критиковать.
Алгоритм креативного мышления включает несколько последовательных стадий, благодаря которому можно придумывать идеи от начала до конца:
Иногда можно обойтись без первых стадий. Если у вас уже сформулирована задача, можно пропустить анализ и сразу переходить к фокусировке. Если у вас уже выделен четкий фокус, от которого можно оттолкнуться, можно начать генерировать идеи.
Но нельзя просто начать креативить со стадии генерации. Если вам скажут «Придумай что-то крутое», это скорее введет в ступор, чем поможет придумать что-то стоящее. Важно всегда отталкиваться от фокуса.
Поскольку креативность — это навык, его можно прокачать. Безусловно, на нестандартное мышление и генерацию новых идей влияет удовлетворение базовых потребностей (еда, сон, отсутствие проблем и стрессов). Дополнительно их стимулировать помогут:
Развить в себе креативность также помогут предложенные ниже инструменты.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12225 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Вот только некоторые упражнения, которые хорошо прокачивают креативное мышление:
Чтобы построить ментальную карту, на горизонтально расположенном листе бумаги напишите или нарисуйте в центре образ проблемы или задачи. Вокруг него разместите ключевые слова, идеи, образы. От последних также проводите более тонкие ветви к идеям второго порядка. Чтобы сделать карту более наглядной и эффективной, используйте разные шрифты, цвета, формы значки, пиктограммы.
Сформулируйте проблему и распишите явления (подсистемы), которые могли привести к появлению этой проблемы. Выбирайте по очереди каждое явление и отвечайте на вопрос «Почему это произошло?». К полученным ответам снова задайте вопрос — это будет третий уровень детализации. При необходимости снова повторите цикл вопросов.
Обычно достаточно пяти циклов, чтобы выявить первопричину. Аналогично проработайте другие явления, проанализируйте выявленные причины, чтобы выделить среди них ключевые.
Профильные игры будут не менее эффективны, чтобы выйти из обыденности, научиться видеть ситуацию с разных сторон и мыслить нестандартно:
На тему креативности можно почитать книги:
Из фильмов внимания заслуживают:
Если в вашей команде частые проблемы с генерацией идей, сотрудники не осваивают новые навыки и не отличаются особой продуктивностью, возможно стоит провести для них корпоративное мероприятие или образовательную программу.
В мини-исследовании ИКРЫ «Идеальная команда: как найти лучших сотрудников и организовать работу» рассказали о мотивации, обучении и оценке команды:
Сегодня можно найти немало программ, помогающих прокачать креативное мышление. Они предлагают простые упражнения и эффективные инструменты, которые подходят для любых ситуаций, требующих нестандартного подхода.
Например, у нас в ИКРЕ есть курс по креативным методикам и генерации идей, где можно освоить 6 креативных методологий, чтобы использовать их не только по отдельности, но и в синтезе.
Креативность — такой же навык, как вязание крючком или игра на гитаре. Его можно развивать и улучшать. Знание специальных техник, регулярные тренировки для мозга помогут выработать собственный алгоритм для поиска оригинальных идей, решения задач не только на работе, но и в повседневной жизни. Причем делать это можно будет здесь и сейчас, а не ждать неожиданных инсайтов.
Вопросов жду в комментариях. И когда-нибудь подпишитесь на ТГ-канал о креативном мышлении.