«Только не списывай точь-в-точь» — знакомая школьная фраза теперь актуальна и по отношению к цифровому контенту. Отсутствие проверки информации при копировании может привести как к самым безобидным последствиям — порождению очередного мифа, так и к весьма серьёзным — штрафу до 500 тысяч рублей за клевету или к потере репутации.
Некачественный контент с непроверенными или ошибочными данными может негативно повлиять на доверие и лояльность аудитории. Поэтому команда lava.top расскажет, как и где провести фактчекинг (проверку информации на правдивость, точность и достоверность) самостоятельно при копировании информации из чужих материалов.
Критическое мышление помогает нам анализировать данные, находить несотыковки в чужой логике и подвергать сомнению высказывания других. Но на его развитие могут уйти годы, а если чужой текст нужно проверить здесь и сейчас, то вот на что следует обратить внимание:
В материале нигде нет ответа на вопрос: «Так ли это на самом деле?».
Слабая аргументация в тексте и отсутствие четкой логики повествования.
Частое использование местоимений первого лица. В этом случае автор, скорее всего, делится своим мнением и домыслами, а не опирается на реальные факты.
Излишняя эмоциональность вместо доказательной базы.
Ссылки на анонимные, обобщенные источники или недавно созданные источники.
Если вы не нашли в тексте четкого, аргументированного, логичного ответа на вопрос: «А так ли всё было?», то тогда придется заняться фактчекингом материала самостоятельно.
Имена, должности, названия компаний.
Даты и время. Действительно ли события из источника совпадают с официальными данными.
Адреса, контакты, географические объекты.
Термины. Уточните значение всех незнакомых вам терминов и проверьте их уместность в общем контексте.
Утверждения и заявления человека. Если вы нашли цитату в материале другого автора, то проверьте, действительно ли она принадлежит тому, кому ее приписали. Доказательством может быть видео из авторитетных СМИ или интервью в серьёзном издании.
Визуал. Точно ли фото или видео были сделаны там, где указал автор. Возможно, это обработанные в редакторе кадры, которые не имеют ничего общего с реальностью.
Фактчекинг опирается на независимость, объективность и точность. Поэтому первое, с чего стоит начать:
1. Найти первоисточник, с которого всё началось.
Если речь идет о человеке, то стоит посетить его страницы в соцсетях. Главное, чтобы они были настоящими. В случае с компанией поиск следует начинать с официального сайта и авторитетных СМИ.
Для проверки информации из чужих источников обращайтесь к:
порталам государственных служб и министерств (Росстат, ЦБ РФ);
оригиналам научных исследований («КиберЛенинка», eLibrary, PubMed);
судебным документам и постановлениям («Гарант», «Консультант Плюс»);
отчетам центров социологических исследований (ВЦИОМ, «Левада-Центр»).
На любую сомнительную, по вашему мнению, информацию постарайтесь найти
2. Изучить похожие материалы по теме на иностранном языке, особенно, если речь идет о каких-то мировых событиях, другой стране или зарубежных компаниях. Отделяйте факты от домыслов. Если в тексте присутствуют категоричность, излишняя эмоциональность и никакой конкретики, то, скорее всего, это мнение автора статьи, а не достоверные и объективные данные.
3. Спросить мнение эксперта, который профессионально занят в нужной вам сфере. Как правило, человек в курсе, что происходит в его профессиональной области и хорошо разбирается в теме. Например, на Deadline.Media можно бесплатно запросить мнение эксперта.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12342 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Академия Google — поиск по научным статьям и темам. Все публикации можно отсортировать по ключевым словам, автору, дате издания, названию журнала или университета.
Domaintools сервис проверяет сайты и домены. Показывает дату, страну регистрации домена, его статус — активный или нет. Если источник, на который ссылается автор, создан недавно, то стоит задуматься о достоверности информации в нем.
«Проверено.Медиа»* — российский независимый сервис по фактчекингу. Его основатель — журналист Илья Бер. Проверить информацию можно о человеке, организации или СМИ. Сервис доступен только при подключении к VPN.
* Запрещенное на территории РФ интернет-издание
Проверить картинку можно через Google images и TinEye, но учитывайте, что эти сервисы не смогут определить первоисточник после изменений графическим редактором.
Проверить видео на достоверность можно через сервис Deepware. Он даже определяет поддельные видео, сделанные нейросетью.
Благодаря фактчекингу, при копировании информации из чужих материалов можно увеличить доверие и лояльность аудитории, так как за каждым словом автора будут стоять реальные факты. Проверка сомнительных данных начинается с поиска первоисточника, подкрепляется информацией с иностранных сайтов и дополняется комментарием эксперта.
Онлайн-сервисы помогают добраться до правды, анализируя три основных составляющих контента: текст, фото и видео. Качественный фактчекинг избавит автора от неприятностей при копировании чужой информации, а читатель получит проверенную и объективную информацию.