Номинируйте кейсы на Workspace Digital Awards 2026. Прием заявок до 15 декабря по льготной цене, успейте принять участие!
Назад
Дизайн

Как просто и быстро исследовать целевую аудиторию проекта?

161 
 

Привет! Я Лена Бобина, фаундер креативного агентства «е—б эдженси». Сегодня я буду рассказывать о простых подходах, которые применимы для обычных фрилансеров (почти всегда у заказчиков нет времени на глубокие исследования и приходится выкручиваться).

Кратко всю исследовательскую часть работы над сайтом можно представить в виде цепочки: исследование ЦА — выводы — пользовательские сценарии — карта сайта — прототип. Сегодня разберем методы исследования ЦА.

Для начала — немного терминологии. Все исследования делятся на количественные и качественные.

Количественные исследования — всё, что связано с цифрами. Если вывод из исследования можно показать в числах/процентах — оно количественное. Качественные исследования — более глубокая аналитика, выводы отвечают на вопросы «Почему», «Как», «Зачем».

Основные методики, которые я применяю:

  • Анализ соцсетей ⭐
  • Существующие исследования ⭐
  • Опрос ⭐⚡
  • Метод персон ⚡
  • Интервью ⚡
  • User Journey Map ⚡
  • Customer Journey Map ⚡

⭐ — Качественный метод

⚡— Количественный метод

1. Анализ соцсетей

Сложность проведения: 🔥

Самый простой способ узнать половозрастное распределение ЦА продукта и немного его понять.

Если у бизнеса заказчика есть аккаунт в инстаграме — запросите статистику о посещаемости.

Если инстаграма нет, идём "ВК" и ищем группы по смежным темам. С помощью "Поиска по участникам" смотрим процентное соотношение мужчин и женщин + распределение по возрасту.

В обоих случаях — читаем комментарии и изучаем страницы людей, которые их пишут.

2. Исследования

Сложность проведения: 🔥

Вы не первый, кто хочет изучить условных любителей ходить в кино — скорее всего до вас какое-то исследование этой аудитории уже провели специально обученные люди.

Здесь нужно включить свой скилл поиска в гугле и найти маркетинговые исследования, социальные опросы или аналитические статьи по нужной теме (например, если делаете сайт для продаж шоколада ручной работы, можно найти "Маркетинговое исследование потребителей шоколада").

3. Опрос

Сложность проведения: 🔥🔥🔥

Когда вы провели поверхностное исследование и определили ядро аудитории, можно начать искать ответы на более тонкие и конкретные вопросы.

Для этого подойдёт обычный гугл-опрос.

Опрос — хорошая методика с показательными результатами, но заставить людей его пройти обычно не легко. Как вариант поощрения — заказчик может разместить опрос в своих соцсетях и давать промокод на скидку в обмен на заполнение формы.

Оптимальное число ответов (на мой взгляд) — от 100, в меньшей выборке могут быть искажения.

4. Метод персон

Сложность проведения: 🔥🔥🔥


Разместите
тендер бесплатно

Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.

Заполнить заявку 13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.


Персоны — это обобщённые портреты вашей ЦА, в которых вы описываете потребности и препятствия пользователя. Способ помогает включить эмпатию — (вместо "Пенсионерки, 55+" у вас появится Ольга Дмитриевна) и составить гипотезы по функционалу.

Ещё персоны хороши для презентации результатов исследования ЦА заказчику — они понятнее кучи текста.

Составить персон можно на основе опроса и интервью, обобщив полученные данные, либо (если других данных нет) — просто придумать. Для реалистичности я всегда беру за основу персон своих знакомых.

5. User и Customer JM

Сложность проведения: 🔥🔥🔥🔥

Эти способы по сути уже не про исследование, а про составление гипотез и визуализацию выводов.

Выглядят карты почти одинаково, отличаются людьми, о которых мы их делаем. Если упрощённо, то customer — тот, кто будет покупать продукт (например, мама, которая записывает дочку на курсы английского); а user — тот, кто будет использовать продукт (дочка, которая проходит курс в приложении).

Тип карты мы выбираем в зависимости от задачи.

Структуру карт можете посмотреть в гугле — для описания понадобится отдельный большой пост.

В целом, каждый строит их так, как удобно: главное, отразить цели пользователя и возможности по улучшению опыта.

Для меня формат Journey Map не наглядный, поэтому я очень редко его использую. Но он очень красиво смотрится в кейсах Биханса — сразу видно, какой вы крутой юиксер.

6. Интервью

Сложность проведения: 🔥🔥🔥🔥🔥

Самый сложный и долгий (для меня), но самый показательный (по всеобщему мнению) способ исследования аудитории — проведение интервью с представителями ЦА. Даёт очень ёмкое и глубокое понимание потребностей и пожеланий аудитории.

Для интервью важно составить правильные вопросы (на которые нельзя ответить односложно) и подобрать "правильных" респондентов (это должны быть люди, которые представляют широкий срез аудитории; для проведения интервью достаточно 5 человек).

Ну и не забыть записать интервью на видео/аудио.

———

Проводить качественные исследования сложнее и дольше, поэтому я чаще использую количественные. В идеале эти подходы надо совмещать: количественные методики дают больше инсайтов, а качественные дают более точные выводы.

Всегда ли нужно проводить исследование ЦА?
Смотрите по обстоятельствам. У меня чаще всего так: либо заказчик приходит с уже готовым портретом ЦА, либо вообще не готов выделять на это время (на самое поверхностное исследование нужно 2-3 дня). Во втором случае я стараюсь достать хотя бы минимум вводной от заказчика (возраст, пол, потребности) и на основе этого рисую себе тезисный портрет пользователя.  

———

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы узнать больше полезного о веб-дизайне.  

Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.




161

Лучшие статьи

Поделиться: 0 0 0
Генеральный директор (CEO) в  е—б эдженси , Санкт-Петербург
 169  8  8