Номинируйте кейсы на Workspace Digital Awards 2026. Прием заявок до 15 декабря по льготной цене, успейте принять участие!
Назад
Программное обеспечение

Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

6035 
 

Как набрать подписчиков, собрать отзывы, провести опрос «играючи» — разбор программы лояльности с геймификацией 

Как создать программу лояльности с геймификацией для интернет-магазина, ритейлера, производителя? Разбираем механики и приемы на примере Snaq Fabriq: как запустить чат-бота и Mini App в Telegram, чтобы достичь маркетинговых целей.

Зачем вообще программа лояльности в мессенджерах (Телеграм, Вконтакте, MAX)

Традиционно бизнес использует разные инструменты привлечения, вовлечения и удержания. Это могут быть как полноценная программа лояльности, так и отдельные акции, в рамках которых участникам доступны:

  • кэшбэк баллами за покупку; 
  • подарки на день рождения;
  • акции с реферальной системой «Приведи друга»;
  • семплинг продукции; 
  • розыгрыши призов за покупку.

Рассказываем, как запустить программу лояльности в мессенджере (Telegram, MAX, VK) для решения задач:

  • собирать обратную связь, проводить опросы, CJM (Customer Journey Map);
  • мотивировать покупателей оставлять отзывы на сайте, маркетплейсах (Ozon, Wildberries);
  • привлекать новую аудиторию в сообщества в соцсетях, на сайт, в интернет-магазин, магазин в Телеграм (на основе реферальной системы);
  • стимулировать продажи, кросс-сейл, даунсейл, апсейл, увеличивать средний чек и частоту покупок;
  • удерживать потребителя, прорабатывать лояльность, NPS (Net Promoter Score) и иные метрики;
  • запускать догоняющие рассылки, массовые сегментированные, через push, email, мессенджеры.

Программа лояльности в Телеграм работает на продажи, возвращаемость, привлечение новых участников. Но бизнесу важно продумать механики спецпроекта: условия участия, логика вознаграждений, защита от недобросовестного поведения пользователей. 

Ниже ChatLabs разбирает механику программы лояльности с геймификацией для Snaq Fabriq: советы для бизнеса, эффективные приемы, что сработает, а что — вряд ли.

Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Как устроена программа лояльности с геймификацией в мессенджерах

В условиях с 1 сентября 2025 года, когда каналов рекламы становятся все меньше, бренды ищут альтернативные способы продвижения и взаимодействия с аудиторией. 

Один из таких форматов — спецпроекты в мессенджерах Телеграм, Вконтакте, MAX. Технически промоактивности могут проводиться с использованием ботов и Mini App:

  • Через Телеграм-бота реализуют авторизацию пользователя, проверку подписки на канал (или выполнение других условий), выдачу реферальной ссылки, рассылку уведомлений о результатах розыгрыша, загрузку и валидацию чеков.
  • При помощи Mini App Telegram, VK или MAX создают игру с выдачей бонусных баллов на покупку, лидербордом участников, рандомными призами, ачивками профиля. 

Для Snaq Fabriq разработчики ChatLabs создали программу лояльности с геймификацией в Телеграм. Технически это связка Телеграм-бота и мини-приложения, которая позволяет закрыть сразу несколько задач бизнеса: сбор данных аудитории, увеличение подписчиков, повышение продаж, получение отзывов и обратной связи. Вместо Телеграма можно использовать отечественные мессенджеры: MAX, VKontakte.

Как запустить бонусную систему в Телеграм и выдавать баллы по программе лояльности

Программа лояльности для пользователя проста: заработал баллы —> потратил в интернет-магазине.

В центре бонусной системы — баллы (очки). Механика работы виртуальной валюты подразумевает ее «зарабатывание». Баллы начисляются за:

  • выполнение заданий (миссий) — прислать скрин отзыва на маркетплейсе;
  • прохождение тестов на знание бренда, продукции, ассортимента — отвечать на вопросы и получать баллы пропорционально правильным ответам;
  • прохождение опросов — общее количество бонусов за прохождение;
  • участие в игре — запуск мини-игры, длительность, призовые места в лидерборде (рейтинге);
  • приглашение друзей (рефералов) — начисление бонусных очков за каждого приведенного пользователя.
Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Каждая из механик в рамках спецпроекта может содержать риски. Например, при запуске реферальной программы «Пригласи друга» возможны проблемы фрода, спама по друзьям, получения невалидных данных. Как правило, это исправляется валидацией на входе. В случае с опросами, тестами и заданиями часто сложно рассчитать механику начисления: пропорционально правильным ответам, всего за прохождение и т.д. Кроме этого, в «миссиях» и «заданиях» возникает соблазн обмануть систему: прислать отфотошопленный скрин, старую фотографию полки, несуществующий отзыв на маркетплейсе. Решается внедрением дополнительного этапа — модерация и одобрение со стороны администратора. Поэтому в ChatLabs рекомендуют заранее продумывать механику спецпроекта и учитывать риски. Мы подготовили чек-лист с разбором этапов и ошибок запуска Mini App. Скачивайте и используйте его, чтобы изначально закладывать правильную архитектуру и не переделывать мини-приложения.

Программа лояльности Snaq Fabriq в мессенджере Телеграм подразумевала начисление баллов за активности:

  • Задания (миссии). Примеры — оставить отзыв на маркетплейсе или Яндекс.Картах, сделать фото полки в магазине. Для подтверждения — прислать фото, текст или скрин в Телеграм-бота. Баллы начисляются только после того, как задание вручную проверил и одобрил администратор.
  • Тесты. Примеры вопросов для тестов: «Добавляют ли сахар в батончики Snaq Fabriq?», «Есть ли чипсы в ассортименте Снек Фабрик?», «Можно ли перекусить батончиком на ночь?» и иные. Тесты нужны, чтобы проверить знание продукта (иногда — сформировать игровой сюжет для мини-игры). Баллы начисляют в зависимости от количества правильных ответов.
  • Опросы. Примеры для опроса аудитории: «Когда вы первый раз попробовали Snaq Fabriq?», «Какой продукт — ваш любимчик?», «Что бы вы хотели видеть в ассортименте?». В отличие от тестов опросы нужны маркетологу, чтобы составить CJM (Customer Journey Map), получить данные о лояльности, понять пользовательские предпочтения и т.д. Виртуальную валюту зачисляют после прохождения опроса.
  • Рефералы. Механика подразумевает автоматическое начисление баллов за каждого реферала, который подписался на канал бренда в Телеграме.
  • Игра. В формате Mini App реализована игра «Снеколов» («Корзина и снеки»). Игровой процесс простой и узнаваемый: с неба падают снеки и фаст-фуд. За каждый выловленный снек начисляется 1 балл, при ловле фаст-фуда снимается 1 жизнь (сердечко). При отсутствии сердец игра заканчивается. В следующий раз можно поиграть на следующий день.

Бонусные баллы можно было потратить при заказе в интернет-магазине бренда. Пользователь добавлял товар в корзину и выбирал «Списать бонусные баллы».

Воронка Телеграм-бота и Mini App создана с учетом ToV компании. Дополнительно продуманы UX-сценарии с вовлекающими механиками. Например, участника акции сопровождает герой-маскот. Персонаж появляется на подарочных стикерах и выступает элементом брендирования.

Как набрать подписчиков в Телеграм-канал с помощью спецпроекта 

В отдельной инструкции рассказывали, как SOKOLOV смог при помощи спецпроекта увеличить аудиторию и привести новых подписчиков в Телеграм-канал. 

Механика раскрутки канала в Telegram подразумевает простые шаги:

  1. Ссылку на бота размещают в Телеграм-каналах, на сайте бренда, в социальных сетях и иных каналах взаимодействия с аудиторией. 
  2. Пользователь переходит в бота и авторизуется. На старте бот запрашивает номер телефона и email, а также проверяет подписку на Telegram-канал. В системе учета сохраняются данные: Telegram ID, nickname, телефон и адрес электронной почты. 
  3. Участник спецпроекта получает ссылку для приглашения друзей. За приведенных рефералов начисляют баллы. 

Очки будут доступны и за другие активности в Телеграм-боте. Это позволяет бизнесу в рамках одного спецпроекта закрывать разные задачи: сбор обратной связи, формирование лояльности, удержание, продажи. Механика набора аудитории переносится в другие мессенджеры: MAX, Vkontakte.

Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Когда условия выполнены, участник попадает в главное меню. Из него возможен доступ к разделам:

  • Snaq-задания (миссии, тесты, опросы);
  • Snaq-бонусы за приглашенных друзей (реферальная система);
  • мини-игра «Снеколов».
  •  
  • повысить охваты, количество реакций (лайки, комментарии) для продвижения постов.
Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Как бизнесу собрать отзывы и запустить «Тайного покупателя». Механика заданий

Для сбора отзывов бизнес использует разные методы. Например, это могут быть:

  • рассылка на email;
  • QR-коды на визитках и чеках;
  • push-уведомления;
  • формы обратной связи и иные. 
  • повысить охваты, количество реакций (лайки, комментарии) для продвижения постов.

По разным исследованиям, только 18% покупателей готовы поделиться опытом, если продавец попросит. При этом шансы получить отзыв увеличиваются почти в два раза, если у пользователя будет мотивация. Возможные варианты — скидки на следующую покупку, подарки, участие в розыгрыше призов, пробники продукции. 

Блок с миссиями в Телеграм-боте и иных мессенджерах — способ геймифицировать активность пользователей и получить бизнес-результат. Это работает как минимум за счет двух факторов: награда в виде баллов и выполнение миссии. Например, можно давать задания, чтобы:

  • увеличить количество отзывов на карточках товара (Ozon, Wildberries);
  • проверить состояние полки с выкладкой продукции;
  • добавить комментарии на Яндекс.Карты;
  • увеличить количество подписчиков в канале или в социальной сети;
  • повысить охваты, количество реакций (лайки, комментарии) для продвижения постов.
Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Возникает проблема: в погоне за бонусными баллами участники могут выполнять задания без должной внимательности. Например, оставлять короткие отзывы в стиле «Норм, спс» или присылать в чат-бота старые фото из галереи. 

Как собирать отзывы у клиентов и получать максимально релевантный результат? В ChatLabs предложили добавить дополнительный этап — модерацию ответов. Как работает модерация в бонусной системе:

  1. Участник акции отправляет отчет через мессенджер. В зависимости от задания это может быть текст, фото, скриншот. 
  2. Задания уходит на модерацию. Маркетолог видит его в веб-админке.
  3. Администратор или одобряет задание, или отклоняет его.
  4. Пользователь получает обратную связь: или сообщение об отклонении, или уведомление о зачислении бонусных баллов. 
  5. опросы через киоски или сотрудников.

Система с ручной модерацией в Телеграм минимизирует риски фрода, флуда, нерелевантных действий.

Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Как провести исследования в ритейле. Механика опросов в чат-боте Телеграм

Опросы — это способ получить реальные данные, необходимые для принятия бизнес-решений. Ритейл, интернет-магазины, производители используют разные форматы:

  • бумажные анкеты с заранее подготовленными вопросами;
  • онлайн-опросы;
  • опросы с использованием QR-кодов на упаковках, в магазинах;
  • опросы в мессенджерах и по телефону;
  • опросы через киоски или сотрудников.

Как правило, бизнес создает опросы покупателей, чтобы:

  • понять потребности клиента — что нравится, что не нравится, чего не хватает; 
  • получить информацию о товарной матрице — как расширить ассортимент, какие товары добавить, стоит ли выводить продукт на рынок;
  • оценить лояльность — с какой вероятностью вы посоветуете продукт знакомым (оценка сети сторонников, Net Promoter Score — NPS), как долго вы покупаете товары;
  • понять удовлетворенность клиентов — насколько удовлетворены продуктом (Customer Satisfaction Score — CSAT), что можно сделать лучше.
  • познакомить с брендом, товарной матрицей, SKU, а также сделать многое другое. 

Как бизнесу создать опросы, которые понравятся покупателям? При проведении исследований маркетологи сталкиваются с проблемами:

  • не заполняют анкеты;
  • бросают на половине пути;
  • указывают нерелевантные данные.
  • Внедрить систему хранения и аналитики. Опрос ради опроса — выброшенные ресурсы. Поэтому важно сохранять данные и подключать системы аналитики. 

Рекомендации для тех, кто хочет создать опрос в бизнесе:

  • Разработать стратегию исследования. Большой срез целевой аудитории можно проводить в несколько этапов. 
  • Упростить вопросы, ответы и взаимодействие. В идеале пользователь должен буквально поставить галочку или крестик. Анкеты на десятки открытых вопросов заполняются хуже. Сами вопросы лучше формулировать так, чтобы человек мог не задумываясь ответить на них.
  • Придумать мотивацию для пользователя. Чтобы мотивировать покупателя отвечать и заполнить анкеты, нужно предложить вознаграждение. В случае с примером Snaq Fabriq за каждый опрос пользователь получает бонусные баллы по программе лояльности. 
  • Внедрить систему хранения и аналитики. Опрос ради опроса — выброшенные ресурсы. Поэтому важно сохранять данные и подключать системы аналитики. 
  • познакомить с брендом, товарной матрицей, SKU, а также сделать многое другое. 

Разместите
тендер бесплатно

Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.

Заполнить заявку 13201 тендер
проведено за восемь лет работы нашего сайта.


Для Snaq Fabriq разработчики ChatLabs предложили решения:

  1. Опросы на расстоянии одного нажатия. Пользователю мессенджера достаточно выбрать «Ответить на опрос» в Телеграм-боте.
  2. 1 вопрос — 1 ответ. В Telegram-боте не выпадают сложные многоуровневые анкеты с открытыми вопросами, многочисленными выборами. Шансы на заполнение выше.
  3. Начисление бонусных баллов. За каждый пройденный опрос пользователь получает очки по программе лояльности. Это мотивирует отвечать и зарабатывать.
  4. создать привычку регулярно заходить в приложение или на сайт;
  5. познакомить с брендом, товарной матрицей, SKU, а также сделать многое другое. 

Ответы респондентов сохраняются в административной панели. В веб-админке маркетолог может добавлять опросы, изменять механику, начисления бонусных баллов, отслеживать статистику. Данные упрощают анализ потребительского спроса, ABC и XYZ-анализ.

Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Как запустить тесты (или квизы). Механика тестов в Telegram-боте

Тесты (квизы) — игровой формат, который используют для решения бизнес-задач. Например, тесты позволяют:

  • изучить целевую аудиторию;
  • собрать контакты потенциальных клиентов;
  • вовлечь, повысить активность; 
  • создать привычку регулярно заходить в приложение или на сайт;
  • познакомить с брендом, товарной матрицей, SKU, а также сделать многое другое. 

Квиз в Телеграм-боте — один из вариантов реализации. Ритейл и производители продукции создают тесты в социальных сетях, на сайтах, в мессенджерах. В случае с брендом Snaq Fabriq запуск тестов нужен для понимания, насколько потребитель хорошо знаком с продукцией компании. Но в веб-панели администратор может запускать любые тесты с любыми механиками начисления бонусных балллов. 

Механика теста в Snaq Fabriq выглядит таким образом:

  1. Из главного меню пользователь попадает в раздел «Пройти тест». 
  2. Здесь находится простой вопрос с выбором ответа А или Б. 
  3. Человек отвечает, и в зависимости от этого система начисляет баллы.
  4. формировать лояльность, узнаваемость;
  5. привлекать новую аудиторию с минимальными затратами.
Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Начисление бонусных баллов по программе лояльности — дополнительный способ мотивировать аудиторию. При этом сами тесты простые и подразумевают минимальные усилия со стороны респондентов.

Как сделать реферальную систему в программе лояльности. Механика привлечения новых пользователей

Реферальная система в бизнесе — один из способов, как привлекать новых подписчиков или покупателей на текущей базе. С помощью рефки можно:

  • увеличивать аудиторию в Телеграм-канале, иных социальных сетях и мессенджерах (MAX, VK);
  • стимулировать продажи продукции, онлайн-подписки; 
  • наращивать клиентскую базу;
  • формировать лояльность, узнаваемость;
  • привлекать новую аудиторию с минимальными затратами.

Механика, как работает реферальная система в мессенджере, проста. В ней есть:

  • рефер — текущий пользователь, который приглашает новых;
  • реферал — приведенный новый покупатель / подписчик.
  • Пользователю начисляют баллы по программе лояльности.

Бонусные баллы — это не единственная награда в рамках реферальной программы. Существуют и другие бонусы, чем наградить рефера (иногда — и реферала). Например, скидка на следующую покупку, фиксированная выплата вознаграждения (модель CPA), процент от оплат реферала (RevShare), бесплатная услуга и иные.

Пошаговая инструкция, как организовать реферальную программу в Телеграм-боте:

  1. Пользователь выбирает в Телеграм-боте вкладку «Пригласить друзей». Здесь находится персональная реферальная ссылка.
  2. Участник делится ссылкой с друзьями. Они подписываются на Телеграмм-канал бренда. 
  3. Пользователю начисляют баллы по программе лояльности.
  4. конкурсы и розыгрыши;
  5. аукционы, антиаукционы, а также другие.
  6. Запуск раз в сутки. Играть можно 1 раз в 24 часа. Это помогает поддерживать контакт с аудиторией, обеспечивать удержание и ежедневный возврат.

В Телеграм-боте участник акции может проверить количество приглашенных друзей и начисленных баллов.

Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Реферальная программа в магазине или ином бизнесе — это маркетинговый инструмент. Поэтому важно:

  • Создавать простую систему участия. Например, когда пользователь получает реф ссылку и отправляет ее друзьям. Без дополнительных условий вроде верификации, подтверждения и т.д.
  • Отслеживать метрики. Основные бизнес-показатели для запущенной реферальной программы: CR (конверсия), LTV (пожизненная ценность клиента), CAC (стоимость привлечения клиента), К-фактор (виртуальность).
  • Придумывать понятные и полезные для целевой аудитории вознаграждения. Snaq Fabriq начислял бонусные баллы по программе лояльности, SOKOLOV давал дополнительные шансы на выигрыш в розыгрыше.
  • конкурсы и розыгрыши;
  • аукционы, антиаукционы, а также другие.

Чтобы сделать реферальную программу в бизнесе более эффективной, можно добавлять элементы геймификации, устанавливать дедлайн участия, рассказывать истории успеха реферов и рефералов.

Сама реферальная система может быть не только игровой (с начислением виртуальной валюты), но и односторонней или двусторонней, закрытой, многоуровневой.

Как внедрить геймификацию в бизнесе для вовлечения и удержания. Пример игры в Telegram Mini App

Бизнес взаимодействует с аудиторией в разных каналах коммуникации: социальные сети, мессенджеры (Telegram, Vkontakte, MAX), видеохостинги. Вовлечь, удержать (иногда — вернуть) пользователя — задачи, для решения которых используют механики:

  • интерактивы;
  • опросы и тесты;
  • квизы;
  • конкурсы и розыгрыши;
  • аукционы, антиаукционы, а также другие.
  • Запуск раз в сутки. Играть можно 1 раз в 24 часа. Это помогает поддерживать контакт с аудиторией, обеспечивать удержание и ежедневный возврат.

Один из примеров вовлекающих механик — игры и мини-игры. Например, в Телеграме или Вконтакте можно реализовать Mini App с простым сюжетом. Примеры игр-тапалок (таймкиллеров) для Telegram, MAX, VK:

  • морской бой; 
  • шарады;
  • крестики-нолики;
  • передвижение кристаллов.
  • Лидерборд. Таблица лидеров выступает элементом соревнования. 
  • Запуск раз в сутки. Играть можно 1 раз в 24 часа. Это помогает поддерживать контакт с аудиторией, обеспечивать удержание и ежедневный возврат.

Для Snaq Fabriq разработчики ChatLabs предложили мини-игру в формате Telegram Mini App. Игра запускается на любых устройствах (iOS, Android) и отличается простым залипательным сюжетом. 

Пользователь управляет героем, который собирает полезные снеки и избегает фастфуда. За каждое пойманное «здоровое» лакомство игрок получает очки. При достижении рекорда игрок получает бонусное вознаграждение. Запустить мини-игру можно раз в сутки. 

Эффективность мини-игры в Телеграм связана с несколькими факторами:

  • Маскот. Узнаваемый персонаж становится синонимом бренда.
  • Ассоциация с товарами производителя. Полезные лакомства еще раз акцентируют внимание на продукции Snaq Fabriq.
  • Мотивация. Выигрыш — бонусные очки, которые зачисляются в рамках программы лояльности.
  • Сюжет. Простая сюжетная линия тапалки обеспечивает дополнительное вовлечение. Чтобы запустить ловилку и начать играть, не требуются специфические навыки. Но бренды могут создать Mini App Telegram, VK, MAX, где реализуют аналоги пэкмана, раннера, файтинга.
  • Лидерборд. Таблица лидеров выступает элементом соревнования. 
  • Запуск раз в сутки. Играть можно 1 раз в 24 часа. Это помогает поддерживать контакт с аудиторией, обеспечивать удержание и ежедневный возврат.
Как запустить программу лояльности с геймификацией и реферальной системой? Механики + инструкция

Вывод. Как создать программу лояльности для клиентов и получить максимум

Программа лояльности с реферальной системой в Телеграм может предусматривать опросы, тесты (квизы), мини-игры, задания (миссии), реферальную систему. Мотивация достигается за счет начисления бонусных баллов. 

  • Бренд, запустивший спецпроект в мессенджере, получает контакты активной «живой» аудитории. Например, на старте Телеграм-бот запрашивает номер телефона и email, а также проверяет подписку на Telegram-канал. В системе учета сохраняются данные: Telegram ID, nickname, телефон и адрес почты.
  • Спецпроекты в Телеграм запускали крупные бренды. Среди них Магнат, SOKOLOV, Lit Energy, Милкис. В рамках спецпроекта необязательно создавать программу лояльности с начислением бонусных очков. Например, можно реализовать чековое промо с розыгрышем подарков или создать Mini App с интерактивными механиками вроде самостоятельной сборки десертов.
  • Геймификация — это не только мини-игра. В рамках программы лояльности и спецпроектов можно предложить награды за достижение уровня, ачивки для аватара (профиля), сторителлинг, рейтинги (лидерборды), стикерпаки с маскотами. Примеры геймификации можно найти в ритейле, корпоративном обучении, бренд-маркетинге и иных нишах.
  • Телеграм — это не единственная платформа, где бренды могут создавать и запускать спецпроекты. Чат-боты и Mini Apps доступны во Вконтакте. Также технологии поддерживает отечественный мессенджер MAX. Отечественные платформы для брендов — альтернатива зарубежным и возможность запускать спецпроекты без риска ограничений регулятора.
  • Боты и мини-приложения имеют административную панель (панель управления). Она предоставляет маркетологам и собственникам бизнеса контроль над системой: отслеживание статистики, управление участниками, настройка опросов и тестов, модерация задания. В рамках веб-админки доступны фильтры пользователей по сегментам, статусу, активности.
  • Mini App и Телеграм-боты интегрируются с CRM-системами и системами учета. Бизнес получает базу активных пользователей с номером телефона, адресом почты, ID в мессенджере (MAX, Telegram, VK). В будущем можно сегментировать пользователей, рассылать персональные предложения и скидки, начислять бонусы и т.д.

Остается выбрать подрядчика, который запускал и внедрял программы лояльности разной сложности в Телеграм или на иных платформах. Чтобы было проще, рекомендуем:

Забрать чек-лист по запуску Mini App Telegram — в посте ChatLabs.

Узнать больше о ботах и мини-приложениях в Телеграм, Вконтакте, MAX — в Telegram-канале ChatLabs.

Подсмотреть, как Mini App и чат-боты сработали у других, — в разделе «Кейсы».

Удачи!

Лучшее
Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.




6069

Лучшие статьи

Поделиться: 0 0 0
Лайки за кейсы:  105 Подписчики:  6