Новый рейтинг креативности от Workspace. Победители российских и международных конкурсов собраны здесь.
Назад
#Веб-разработка

Почему выгодно разделить большую разработку на этапы — делимся опытом и рассказываем о пользе гантов

67 
 

Методологий разработки существует очень много. Их выбирают и кастомизируют с учетом бизнес-процессов агентства и запросов конкретного бизнеса, которому оказывают услуги, чтобы закрыть задачу со всех сторон. В этой статье поговорим о декомпозиции большой разработки на небольшие этапы. 

Мы взяли за основу методологию waterfall. Еще говорят каскадная, или водопадная модель. Учли приятный нюанс — и добавили элемент кастомизации. Она заключается в том, что мы позволяем себе отклоняться от исходного курса, — не идем четко из точки А в точку В. Потому что вводные данные от заказчика могут меняться в процессе разработки. Отклонения связаны с тем, что у заказчика в момент разработки могут меняться приоритеты, ведь бизнес меняется под существующие реалии. 

Мы это учитываем и оставляем поле для маневров — закладываем бо́льшие сроки, всегда остаемся на связи, начинаем тестировать продукт еще в сыром виде, чтобы в любой момент его можно было скорректировать с учетом пожеланий клиента. То есть в рамках этапа это всегда завершенный результат, с которым можно работать и корректировать на его основе следующие шаги.

Итак, перейдем к основным этапам разработки большого продукта.

Этапы разработки на примере интернет-магазина 

1. Сбор требований к сайту и составление ТЗ

В рамках этапа мы детализируем задачи, то есть прописываем четкое ТЗ, которое должно отражать:

  • Технические требования к сайту и серверу / хостингу.
  • Есть ли дополнительные интеграции, например склад (1С или «МойСклад»). Где хранится весь учет и номенклатура товаров, а также цены.

Понятно, что чем больше номенклатура, тем сложнее сделать интеграцию склада с витриной сайта.

  • Все ли статичные страницы (услуги) формализованы и есть ли контент для них. 

Статичные страницы это, например: «О компании», «Контакты», «Доставка», «Гарантия и возврат», «Условия доставки», «Партнеры», «Производители». 

А к услугам в мебельном интернет-магазине можно отнести «Мебель на заказ», «Сборка мебели».

  • Дополнительные бизнес-процессы, которые нужно учесть. 

Например:

1. Интеграция с системой аналитики и учета

- Roistat

- amoCRM

- Calltouch

- Bitrix24 

2. Разработка чат бота 

3. Квизы и прочее

Мы брифуем клиента — просим предоставить список конкурентов, показать сайты, которые ему нравятся и что конкретно нравится в этих сайтах. Описать можно тезисно, со скриншотами, но чтобы мы поняли, на что обратить внимание. В некоторых случаях мы сами готовим клиенту референсы удачных примеров, созваниваемся и рассказываем, что у каждого сайта хорошо сделано и мы бы хотели использовать в будущем сайте. 

На основе полученных данных формируем ТЗ и передаем клиенту на согласование.

2. Подготовка концепта и прототипа будущего сайта

В рамках этапа мы готовим прототип для основных страниц сайта: Главная / каталог / карточка товара / услуга и т. д. 

Обычно прототип клиентам не очень интересен, поэтому мы чаще всего добавляем в него концепт будущего сайта. Концепт — разная вариация главной страницы. 

То есть команда не только разрабатывает структуру страницы по блокам, но и создает дизайн-код — по нему становится понятно, как будет выглядеть сайт. Клиент может увидеть цвета и дизайнерские элементы.

Концепт главной страницы мебельного онлайн-магазина

Материальный результат этапа — три-четыре разных концепта страницы в разной стилистике. Это может быть разное оформление меню, блоков, разные шрифты. Например, что-то брутальное или милое, яркое или минималистичное. В зависимости от того, какой концепт больше удовлетворяет нуждам и желаниям клиента, — тот и будет далее запущен в дальнейшую доработку.

3. Подготовка дизайна

Когда мы с клиентом определились, по какому концепту будем работать, начинаем прорабатывать дизайн всех страниц сайта для мобильной и десктопной версии. Очень важно всегда делать UI-kit, ведь далее он нам поможет в разработке. 

С помощью UI-kit элементов разработчик всегда знает, какие шрифты и где применяются, какая цветовая гамма, стилистика повторяющихся из страницы в страницу элементов, как кнопки взаимодействуют с пользователем при наведении на них и так далее.

Плюс в рамках этого этапа команда готовит комментарии с описанием ко всем страницам по отдельным элементам и блокам, которые ведут себя по-разному при использовании, — кнопки, эффекты при наведении.. Также информацию можно предоставить в форме сопроводительного письма.

По окончании этапа клиент получает:

  • дизайн-макет всех страниц сайта, в том числе технические страницы 404, политика и прочее;
  • UI-kit к сайту;
  • сопроводительное письмо к дизайн-макету с объяснением всех механик взаимодействия с пользователем;
  • осязаемый результат, с которым можно работать дальше — обратиться за дальнейшей разработкой или заняться тестированием.

4. Разработка главной и статичных страниц

Например, если сайт с нуля, мы предлагаем начать разработку с главной и основных статичных страниц, таких как «Главная», «О компании»,« Контакты» и технические страницы.

Начинаем верстать и параллельно делать натяжку на CMS. Все зависит от требований заказчика и его бизнеса, но мы чаще используем WP Bitrix либо Strapi.

5. Разработка каталога, корзины и страницы услуг

Обычно мы всегда выделяем в отдельных этап каждый раздел сайта: каталог товаров, услуги, блог и так далее. Дело в том, что эти страницы достаточно сложные и требуют особого погружения и внимания.

Каталог или страницу услуг обычно проверяется в тестовом режиме. На выходе клиент получает каталог товаров с интеграцией, с которым уже можно взаимодействовать дальше, — сделать SEO, подкатегории, подборки, дополнительные механики продаж вроде «вы уже смотрели товары», «с этим товаром покупают», «этот товар из коллекции».

Если товары относятся к одной коллекции, но с разными назначением, то нужно продумать как можно их смэтчить и представить на сайте. Например, возьмем кресло, диван,  журнальный стол и тумбу под телевизор. Технически у них должен быть какой-то общий атрибут, а визуально можно сделать перекрестные товары из коллекций.

Отдельного внимания требует корзина и механика оплаты / доставки / оповещения. 

Почему мы делим разработку на логические этапы

1. По завершении каждого этапа клиент получается осязаемый результата, с которым можно дальше как-то взаимодействовать.

Например, по окончании этапа «Разработка главной и статичных страниц» бизнес получает готовый сайт, с которым можно работать, и уже можно поставить ссылки на социальные сети, запустить рекламный трафик, т. е. делать какие-то активности. 

2. Благодаря поэтапности у клиента есть возможность понять и разобраться в моменте, чего не хватает бизнесу и пользователям. А значит, есть время сразу отвечать на запросы клиента и дорабатывать нюансы сразу же. Или же разработать дополнительный функционал. Например, заказчик понимает, что на сайте необходим калькулятор, и без него не будут закрываться потребности ЦА. Или нужен квиз, или страница с расчетом стоимости доставки, электронный бриф и что угодно еще.

Как только клиент начинает взаимодействовать с сайтом, он лучше понимает, каких бизнес-процессов в нем не хватает, а мы лучше понимаем приоритеты.

3. Расставляем приоритеты. С каждым разом мы лучше детализируем задачу, можем поменять местами этапы и действовать от задач бизнеса. Даже если заказчик уточняет ТЗ на ходу — мы поможем.

На сайте мебели, например, не учли сразу блок «механизмы открывания кроватей». Пользователю важно понять, как раскладывается конструкция. С картинками легче подобрать механизм под свою ситуацию, плюс менеджерам проще объяснить разницу и попадать в ожидания покупателей. Поэтому мы протестировали страницу сайта и добавили нужную информацию.

4. Декомпозицию разработки на небольшие этапы легко наложить на гант и планировать точные сроки разработки.

При работе с гантом мы в DS учитываем не только работы, которые делаем самостоятельно, но и этапы согласования на стороне клиента или других специалистов — маркетологов, сеошников и т. д.

А еще это позволяет отследить прогресс, и если какая-то задача зависла, — силы направляются туда, чтобы все успеть к сроку.

→ И пока не согласуем текущий этап, не приступаем к следующему.

5. Бизнес может прогнозировать оплату за работу и не выдергивать большие суммы из оборота сразу. Мы в DS работаем по предоплате за этап и к новому приступаем только после принятия этапа и оплаты следующего.

Прогнозировать оплаты легко исходя из ганта, так как мы придерживаемся этих сроков. Бизнес понимает, что, например, 1 февраля ему нужно выделить ресурсы на проверку, принятие этапа и оплату.

Делаем прозрачно: клиенту присылаем таблицу с планом работ, стоимостью каждого этапа. Выглядит вот так:

Чтобы можно было убедиться, что работа постоянно движется в нужном русле, советуем проводить регулярные статус-чеки. Об этом подробно рассказали в статье «Вовлекаем клиента в  рабочий процесс: как это сделать и почему от этого зависит результат всего сотрудничества»

Крупная разработка — дело небыстрое, и клиенту порой может казаться, что она длится бесконечно. Здесь важно донести ценность проекта, четко обозначить сроки и логическое завершение как этапов, так и проекта в целом. Это помогает не погрязнуть в задачах и видеть результат целиком.

Если вам нужна консультация по разработке - напишите нам!





Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.
Спасибо! Подписка успешно оформлена

Подписка

Отлично! Мы отправили письмо на указанный вами электронный ящик с инструкцией по подтверждению.

Если письмо с подтвержением вашего e-mail не будет получено в течение 10 минут, пожалуйста, проверьте папку СПАМ в соответствующем почтовом ящике.

67

Похожие статьи

Поделиться: 0 0 0