Каждый блогер боится падения охватов: еще вчера посты набирали по 1 млн просмотров, а сегодня — только 400 000. Караул! Заговор! Социальная сеть дала теневой бан... Серьезно?
Давайте разбираться, что это вообще такое, за что получают теневой бан, а также как не попасть в немилость у алгоритмов соцсетей.
Теневым баном называют ситуацию, когда социальная сеть ограничивает охваты постов пользователя и не предупреждает его о том, что это происходит. Видео перестают попадать в рекомендации в TikTok, посты в Instagram видны только подписчикам и их даже нельзя найти по хештегу, а записи на стене во «ВКонтакте» набирают в
Читайте также: Что такое SMM и как с помощью соцсетей повысить продажи?Впервые о теневом бане заговорили в англоязычном Instagram, когда сразу несколько блогеров столкнулись с падением числа реакций на их контент. Это явление назвали shadowban. Блогеры заговорили о неком алгоритме, который намеренно урезает охваты тем, кто в чем-то провинился: использовал сервисы для накруток или ставил слишком много хештегов.
По мнению тех, кто впервые отметил снижение охватов и связал это с особым алгоритмом, социальная сеть просто перестает распространять контент — не добавляет его в раздел рекомендаций, не показывает в выдаче по хештегам и ключевым словам и даже не помещает его в новостные ленты подписчиков. Длится это по-разному — от
Пользователи соцсетей не просто знают о явлении, а дают советы, как избавиться от теневого бана
Пользователи активно обсуждают явление, блогеры жалуются на падение охватов. Кто-то ищет способы, как определить теневой бан, а кто-то раздает советы, как выйти из него.
Появились даже сервисы, которые определяют наличие теневого бана по ссылке на профиль — гадают на кофейной гуще и не всегда бесплатно
То есть про теневой бан все знают. Некоторые открывают новые аккаунты из-за того, что на старых нет охватов. Другие просто рассказывают о его существовании. С ним борются, но на самом деле его нет.
Ни одна социальная сеть не подтвердила официально существование теневого бана: ни в материалах блога, ни в сообщениях технической поддержки. Но при этом представители соцсетей объясняют, как именно работают алгоритмы.
Например, 8 июня 2021 года в официальном блоге Instagram вышел материал о ранжировании контента. В нем в том числе в очередной раз развеяли миф о теневом бане.
Представители Instagram рассказали, что в последнее время в соцсети используют комплекс алгоритмов для формирования новостной ленты пользователей и даже выдачи по хештегам. Вот что стоит запомнить о работе социальных сетей в целом и в частности — об алгоритмах в Instagram:
алгоритмы стараются не надоедать пользователям частым показом постов из одного и того же профиля;
по-прежнему большое влияние на ранжирование и охваты влияют реакции на контент (чем лучше реагирует аудитория, тем лучше для вас);
новостные ленты персонализированы — каждый видит в них контент, на который отреагирует с высокой долей вероятности.
То есть у алгоритмов социальных сетей нет цели намеренно снизить кому-то охваты — они просто предлагают пользователям то, что им будет интересно. И посты при любом раскладе не смогут набирать одинаковое количество просмотров: это картинка из идеального мира, которого никогда не будет.
При этом посты некоторых пользователей действительно могут набирать меньше или больше охватов, чем публикации в похожих профилях. Все дело в алгоритмах соцсетей. Например, во «ВКонтакте» работает «Прометей», дающий дополнительные охваты авторам уникального контента. А в Instagram понижают в выдаче посты с дезинформацией и скрывают аккаунты подростков: их публикации не будут видны в разделе Explore и поиске по хештегам ради защиты детей от преследования.
Читайте также: Инструкция: как создать и настроить интернет-магазин в InstagramСторонники идеи существования алгоритма, ограничивающего охваты, называют конкретные причины теневого бана. Все их можно объяснить особенностями работы алгоритмов в социальных сетях. Например, во многих материалах указано, что бан дают за:
Большое число хештегов. Логично, что если использовать
Массфолловинг, масслайкинг и накрутки. Социальные сети относят все это к «серым» методам продвижения, а алгоритмы давно научились распознавать подозрительные активности. Поэтому не учитывают их в общей массе при определении качества контента. Или учитывают, но в случае с накруткой подписчиков это все равно работает не на руку блогеру: чем меньше посты получают реакций в сравнении с общим числом фолловеров, тем ниже вовлеченность и тем хуже охваты.
Большое количество публикаций. Если их действительно много, алгоритмы социальных сетей будут стараться показывать каждый пост понемногу. Или будут продвигать один, самый интересный для аудитории — остальные публикации получат намного меньше охватов.
Массовые отписки. Отписка — сигнал о том, что пользователю больше неинтересен контент конкретного блогера. И если большое количество людей начинают отписываться от профиля, алгоритмы соцсети понимают, что он стал неинтересен. Поэтому дают меньший охват, потому что стремятся наполнять новостные ленты только постами, на которые пользователи среагируют с высокой долей вероятности.
Спам хештегами. Когда несколько постов подряд публикуют с одинаковым набором хештегов, соцсеть тоже может перестать показывать публикации. Это происходит, потому что алгоритмы отдают предпочтение уникальному контенту.
Нарушение правил сообщества. Здесь все логично: если пользователь нарушает правила социальной сети, алгоритмы распознают это и хуже ранжируют контент. Так они защищают остальных людей от того, что может их оскорбить или взволновать.
А еще охваты снижаются, если пользователи начинают хуже реагировать на контент. Все завязано на вовлеченности: если аудитория активно ставит лайки и пишет комментарии, алгоритмы понимают, что ваш контент интересен, продвигают его дальше. Если реакций нет, значит, контент никому не нужен и нет смысла давать ему дополнительные охваты. Поэтому смена формата или увлеченность конкретным типом постов могут спровоцировать то, что и называют теневым баном — публикации будут набирать меньше просмотров, чем обычно.
Читайте также: Бизнес и TikTok: зачем и как компаниям продвигаться в TikTokНаша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12327 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Если вы столкнулись с резким падением охватов, проверьте, нет ли проблем — множества хештегов, накруток, нарушений правил сообщества. Если заметили что-то подобное, устраните:
используйте
откажитесь от использования массфолловинга, масслайкинга и сервисов накруток;
попробуйте вернуться к прежнему контент-плану, если стали выпускать
попытайтесь остановить массовые отписки — например, купите рекламу, чтобы в аккаунт пришла новая аудитория;
подбирайте новые хештеги для каждого поста, а не выкладывайте их по шаблону;
перечитайте правила сообщества и удалите контент, который им не соответствует.
Если очевидных причин снижения охватов нет, просто попробуйте повысить уровень вовлеченности. Выпускайте новые публикации чуть реже и посмотрите, какие посты в прошлом собирали много реакций. Попробуйте повторить успех — используйте популярные для вашего аккаунта идеи.
Чего точно нельзя делать — обращаться к тем, кто предлагает вывести вас из теневого бана за деньги
Не хотите бороться за рост охватов сами — можно поручить это специалистам. Организуйте тендер на Workspace и выберите подходящего исполнителя: SMM-специалист займется привлечением новой аудитории и поможет составить эффективный контент-план, посты в котором будут получать много реакций.