
Прежде чем запускать IT-продукт, нужно ответить на два простых вопроса: он реально удобнее, чем аналоги? Им вообще кто-то будет пользоваться?
К нам обратился клиент (под NDA) с запросом на исследование для разработки HR-платформы, ориентированной на рекрутеров и компании. По задумке, это должен быть инструмент для размещения и пересылки вакансий. Он одновременно поможет компаниям развивать HR-бренд, а фрилансерам — презентовать себя и свою экспертизу. Но проблема в том, что рынок уже забит: у компаний — карьерные страницы, у фрилансеров — телеграм-каналы и CRM. Кому нужен еще один сайт с вакансиями? Мы копнули глубже: поговорили с рекрутерами, выслушали их боли, изучили, с чем они работают, и протестировали гипотезы. Скажем честно: в свет продукт не вышел. Может — пока. Может, и не выйдет. Но исследование получилось полезным — делимся структурой и результатами.
В исследовании участвовали 39 рекрутеров из компаний и 11 фрилансеров.
Анализ состоял из двух этапов:
Через беседы важно было не просто записать мнения, а воссоздать картину рабочего процесса: с помощью чего ищут кандидатов, какие проблемы в этом есть. После интервью мы составили опросник — чтобы проверить, насколько озвученные проблемы распространены среди рекрутеров. Поэтому опрос прошли уже другие участники.
HeadHunter — безальтернативный король рекрутмента, но это не значит, что работодателей все устраивает. Многие рекрутеры жалуются, что тарифы HH слишком высокие. Особенно это проблемно для вакансий, которые закрываются долго: оставлять их размещенными экономически невыгодно, но и удалять не хочется. Проблему решит альтернативный ресурс с бесплатным или гибким размещением.
Еще одна сложность HH.ru — ресурс не только помогает находить кандидатов, но и уводит их к конкурентам:
«Давая ссылку на тот же самый HeadHunter или Superjob, мы кандидата можем терять: там будет рекомендация „Вам могут подойти эти вакансии”. А красивая картинка и вкусное сочное описание на отдельном сайте, может быть, кандидата и заинтересуют. И, главное, фокус внимания никуда не уползет», — делился респондент.
Конечно, есть альтернативные каналы — в первую очередь LinkedIn. Его используют в том числе для международного рынка. Помимо этого рекрутеры обращаются к телеграм-каналам и Avito, сообществам ВКонтакте. Чтобы прислать неопубликованную вакансию, используют PDF, Google Docs или просто вставляют информацию в сообщение текстом.
Диджитал-рекрутеры делают ставку на профсообщества и сайты редких вакансий. Почти у всех есть карьерная страница — это хороший тон в сфере. Но на администрирование таких сайтов уходит много времени: где-то вакансии приходится обновлять вручную, где-то есть интеграция с CRM/ATS, но настроена не всегда удобно. Маленькие компании чаще используют Tilda, средние и крупные — либо страницы внутри основного сайта, либо отдельные карьерные платформы. Но создание и поддержка этих страниц требуют ресурсов.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12734 тендера
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Фрилансеры активно используют телеграм-каналы для поиска кандидатов — это дешевле, чем размещение вакансий на HH. Одни работают только через каналы, другие комбинируют их с job-платформами, чтобы охватить больше аудитории. А вот для хранения базы кандидатов используют Google Docs или локальные файлы — CRM-системы для многих слишком дорогие, а доступных альтернатив пока нет.
Итак, что имеем:
Новой HR-платформе не нужно быть еще одним сайтом с вакансиями. Она должна:
Вопросы, конечно, остаются — например, как сделать так, чтобы кандидаты доверяли платформе? Хотя количественно проблема недоверия к ссылкам не подтвердилась, в интервью она звучала: соискатели привыкли к известным ресурсам и могут неохотно кликать на новые сайты. Это значит, что при разработке важно продумать, как повысить доверие: использовать привычный дизайн, проработать интерфейс, сделать страницы компаний и рекрутеров максимально информативными.
«Допустим, вам рекрутер присылает вакансию ссылкой на HH, с описанием компании, ее рейтинга. И в тот же день фрилансер отправляет непонятную ссылку на вакансию. Скорее вы ответите тому, кто прислал ссылку на известный внешний ресурс — это вопрос доверия», — считает один из опрошенных фрилансеров.
Чего хотят рекрутеры? Простых решений. Им не нужна еще одна платформа ради платформы. Им нужен инструмент, который убирает рутину, автоматизирует обновление вакансий, дает удобный способ сохранять историю взаимодействия с кандидатами и позволяет легко пересылать вакансии, а не копировать их в сообщения или PDF.
HeadHunter не заменить. И не надо. Но у рынка есть незакрытые потребности. Компании хотят гибкие карьерные страницы, которые не требуют администрирования. Фрилансеры хотят рабочий инструмент, который помогает искать кандидатов с экономией и презентовать себя.
Если появится HR-платформа, которая решит эти задачи, она сможет стать частью рекрутинговой экосистемы.