
Отношения в бизнесе похожи на отношения между людьми. Сначала яркая самопрезентация, как на первом свидании, притирка на первых месяцах работы. Если все идет хорошо, компании работают в согласии и взаимопонимании. Но все это в любой момент может смениться периодом охлаждения: если бизнес-показатели низкие, и неудовлетворенность сотрудничеством растет, стоит пересмотреть отношения, а в некоторых случаях — завершить их.
При расставании с SEO-подрядчиком действует принцип: это нужно сделать так, чтобы минимизировать ущерб. Как не пострадать при расставании, рассказываем в статье.
Получите бесплатно чек-лист "Что запросить при смене подрядчика"
Львиная доля работ по SEO — это аналитика: аудиты, планирование, парсинг, прогнозы и прочее. Еще есть техническая документация: инструкции, описания доработок, процессов и кастомизации. Чем дольше сайт находится на продвижении и чем плотнее им занимались, тем больше этот багаж.
Уходя к другому подрядчику, многие клиенты забывают об этом, и новый оптимизатор или агентство начинают разбираться во всем с нуля. Компании при этом приходится заново платить за эти работы и тратить на них время, а полноценное продвижение отложить.
Вся аналитика и техническая информация, которая формируется в ходе работ по SEO-продвижению, принадлежит клиенту (если другое не прописано в договоре). Вы имеете полное право получить ее при переходе к новому специалисту.
Какие данные получить. Мы составили список документов, который облегчит миграцию и снизит негативный эффект от приостановки работ по поисковому продвижению.
Одна из самых проблемных зон — техническая документация по доработкам сайта. Ее нужно запросить в обязательном порядке: если на сайте что-то не работает или срабатывает не так, как нужно, а описаний и комментариев от предыдущих подрядчиков нет, придется ломать голову над кодом.
Особенно сложно придется, если:
Работа с таким сайтом превратится в детектив с элементами археологии. И придется потратить часы работы там, где с документацией ушла бы пара минут.
Стоит попросить вашего подрядчика вписывать в документацию изменения, которые он вносит, даже если не планируете его менять — это существенно облегчит работу в будущем.
Когда все запрашивать. Лучше не ждать до последнего дня: чтобы подготовить все данные и завершить текущие работы, специалисту может понадобиться не одна неделя. Поэтому предупреждать лучше за месяц (если в договоре не предусмотрено иного).
При переходе от одного подрядчика к другому важно сменить пароли от сервисов, к которым он имел доступ, и отозвать разрешения на доступ к любым чувствительным данным. Это вопрос безопасности: перед уходом недобросовестный подрядчик может специально что-то сломать на сайте или разместить на нем незаконную информацию.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12599 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Жертвой злоумышленников можно стать даже без умысла старого специалиста: если его компьютер или почту взломают, то злоумышленники получат доступ к вашим данным (если вы их не поменяли). Предъявить претензии бывшему подрядчику будет сложно, ведь он с вами больше не работает.
Какие данные запросить. Вот на что стоит обратить внимание:
Кроме того, нужно поменять пароли или отозвать разрешение на доступ:
Вот что еще часто забывают:
Удобный вариант доступа оптимизаторов к аккаунтам в Яндексе и Google — самому клиенту завести аккаунт для SEO и наделить его необходимыми полномочиями. Тогда при смене подрядчика достаточно просто поменять пароль. Все данные и коды верификации остаются неизменными.
Если партнер порядочный, он не будет вредить компании специально. Но на всякий случай перед началом нового сотрудничества стоит проверить сайты на уязвимости, которые могут слить информацию о бизнесе или навредить его продвижению.
Как могут навредить злоумышленники:
Получается, при уходе подрядчик действительно может создать много проблем. Но часто ли это случается на практике? Если с сайтом что-то не так, скорее всего, новый подрядчик обнаружит это уже в первые недели работы. Будет ли отвергнутый специалист утруждаться, чтобы хоть на чуть-чуть, но испортить жизнь уходящему клиенту? Наверное, нет, но бывает по-разному: проверка будет не лишней.
На практике часто бывает так, что желание сменить подрядчика — не всегда взвешенное решение и часто диктуется эмоциями и временными неудачами, которые переживаются слишком сильно.
Как бы ни случилось, лучше завершить сотрудничество на позитивной ноте: вдруг придется еще раз обратиться к услугам заказчика или попросить у него совета. Как лучше это сделать, коротко: