Ко всем материалам
#Менеджмент

Оценка персонала: методы, критерии и показатели

2812 
 

В малом бизнесе уследить за подчиненными и их результатами легко. Достаточно знать, что за задачи перед ними стоят и сколько времени примерно на них уходит. Точно так же легко нанять нового сотрудника — его может опросить сам руководитель. В среднем и крупном бизнесе, где количество сотрудников переваливает за десятки и даже сотни человек, необходимо проводить оценку персонала.

Далее в статье:

  • что такое оценка персонала для каких целей ее используют;

  • какие есть методы оценки персонала;

  • как выстроить систему оценки персонала в своем бизнесе.

Если вы решили нанять нового сотрудника для задач из digital-сферы — изучите рейтинговый список digital-специалистов на Workspace. Туда входят разработчики, дизайнеры и маркетологи различных специализаций. Также подходящего исполнителя можно найти, изучив кейсы на Workspace. Кейсы сортируются по отрасли бизнеса, бюджету, роду деятельности и используемым инструментам. Workspace — это тендерная площадка № 1 в сфере digital, на которой зарегистрировано более 17 000 digital-агентств и десятки тысяч специалистов.

Оценка персонала: что это и для каких целей ее используют

Оценка персонала — это систематический сбор и анализ информации о сотрудниках или потенциальных работниках бизнеса. То есть, это регламентированный подход со своей методологией, а не субъективная картина мира руководителя, которого на все не хватит. Информация, полученная в ходе оценки, используется для принятия решений, связанных с управлением текущим персоналом или наймом новых сотрудников. Конкретные критерии и методы оценки персонала зависят от возлагаемых на нее целей.

Какие могут быть цели у оценки персонала:

  • определение эффективности работы сотрудников;

  • выявление уровня квалификации и навыков сотрудников;

  • нахождение потребностей сотрудников в обучении и развитии;

  • определение уровня удовлетворенности сотрудников своей работой и условиями труда;

  • выявление сотрудников с высоким потенциалом, которые приносят наибольшую пользу бизнесу;

  • анализ причин неудач и ошибок в работе сотрудников;

  • определение причин высокой текучести кадров;

  • выявление соответствия результатов работы сотрудников целям и задачам компании;

  • определение возможных проблем в командной работе сотрудников;

  • оценка эффективности системы управления персоналом.

Оценка персонала: методы, критерии и показатели

На качественную оценку персонала лучше не скупиться, потому что она может сэкономить гораздо больше средств в долгосрочной перспективе

Качественная оценка персонала предоставляет данные, за счет которых бизнес может сохранить свою жизнедеятельность и увеличить прибыль. Оценка персонала особенно важна в крупных корпорациях — без нее они бы попросту развалились. Выполнение плана продаж или KPI — примеры инструментов оценки персонала. В таком виде оценка персонала проводится регулярно, в рамках отчетного периода.

Также оценку персонала применяют перед принятием фундаментальных управленческих решений. Например, топ-менеджеры хотят запустить новый продукт. Перед этим им нужно определить, какие компетенции и знания сотрудников для этого нужны и какие сотрудники располагают этими знаниями. В этом случае оценка персонала будет проводиться разово и ее методология будет исходить из текущей задачи.

Важно: в статье 81 ТК РФ закреплено такое понятие, как «аттестация». Так называется система оценки навыков сотрудников, с помощью которой определяют, способен ли работник организации выполнять свои должностные обязанности. Если сотрудник оформлен официально, но руководство подозревает, что он некомпетентен, аттестация является законным способом это выявить и уволить некомпетентного сотрудника.

Оценка персонала: методы, критерии и показатели

Мало кто из сотрудников захочет проходить аттестацию

Далее расскажу, какие существуют критерии оценки персонала и каким требованиям они должны соответствовать.

Оценка персонала: методы, критерии и показатели Читайте также: Что такое кейс-метод для digital-агентств и как его применять

Критерии оценки персонала и требования к ним

Критерии оценки персонала можно поделить на два основных вида: критерии оценки компетенций и критерии оценки эффективности работы.

Критерии оценки компетенций. Здесь оцениваются soft-, hard-skills и поведение сотрудника или соискателя. Результаты оценки компетенций могут применяться при найме соискателя на работу, повышении или увольнении сотрудника, а также выявлении необходимости о дополнительном обучении сотрудника. Наиболее объективным способом оценки компетенций будет тестовое задание, максимально приближенное к «боевому». Для ряда профессий будет достаточно тестирования.

Критерии оценки эффективности работы. Она основана на сравнении показателей работы конкретного сотрудника с запланированными для данного периода работы и должности показателями. Для этого перед началом оценки необходимо поставить четко измеримые задачи. Результативность работы сотрудника может выражаться, например, в объеме продаж за месяц, в количестве реализованных проектов, сумме прибыли или количестве заключенных сделок.

Требования к критериям оценки персонала:

  • Достижимость. Критерии должны быть реалистичными.

  • Объективность. Критерии должны соответствовать конкретному сотруднику с его обязанностями.

  • Прозрачность. Сотрудник должен понимать, чего от него ожидают.

  • Мотивация. Сотрудников необходимо поощрять за положительный результат оценки, иначе они могут остаться разочарованными в самом факте проверки.

  • Практичность. Сотрудник должен понимать, для чего необходима эта проверка.

  • Динамичность. Сотрудник должен понимать, что соответствие оценочным критериям позволит ему выйти на новый уровень: получить прибавку к зарплате, продвинуться по карьерной лестнице и так далее.

Оценка персонала: методы, критерии и показатели

Лицо сотрудника, когда 100 — это итоговый балл, а могла бы быть и зарплата

Перейду к методам оценки персонала.

Оценка персонала: методы, критерии и показатели Читайте также: Советы бывшего прокрастинатора: как повысить продуктивность на работе

Методы оценки персонала

Методы делятся на три основных вида: качественные, количественные и смешанные. Качественные методы невозможно выразить в числах, количественные методы могут исчисляться баллами, а смешанные методы сочетают в себе оба подхода.

Далее разберу методы, которые относятся к каждому из видов.

Качественные методы оценки персонала

  • Матричный метод. При нем сравнивают качества сотрудника с теми его должности, которым он должен соответствовать.

  • Метод системы произвольных характеристик. В этом методе выделяются сильные и слабые стороны сотрудника, его достижения и проступки, после чего на их основе делаются выводы.

  • Оценка выполнения задач. Это прохождение сотрудником тестового задания, максимально похожего на реальную рабочую задачу. По сути, сотруднику требуется просто поработать под наблюдением.

  • Метод «360 градусов». При использовании этого метода опрашиваются коллеги работника, его руководители, подчиненные, клиенты и он сам. На основе данных, полученных из разных источников, подводится итоговая оценка.

  • Групповая дискуссия. Метод оценки, при котором проводится заседание, на котором опрашивают тестируемого. На заседании могут присутствовать руководители и коллеги сотрудника, а также внешние эксперты.

Оценка персонала: методы, критерии и показатели

Сегодня выяснится, кто покинет проект

Количественные методы оценки персонала

  • Метод заданной балльной оценки. При этом методе оцениваются достижения сотрудника на работе, за каждое из которых начисляются заранее оговоренные баллы. Например, оцениваются выполнения сотрудником различных задач. После эти баллы суммируются в итоговое значение.

  • Ранговый метод. Руководителями составляется рейтинг сотрудников одной должности, основанный на их качествах. На основе рейтинга руководители могут решить, кому дать премию, кого повысить, а кого — уволить.

  • Метод свободной балльной оценки. При этом методе сотрудника оценивают эксперты и на основе своих данных начисляют ему баллы.

Комбинированные методы оценки персонала

  • Метод суммы оценок. Здесь эксперты составляют список характеристик, которые имеют значение при оценке квалификации сотрудника. После характеристикам присваивается шкала со значениями от «постоянно» до «никогда». За каждое из значений присваивается определенное количество баллов. После этого сумма баллов сравнивается с максимальным количеством баллов.

  • Система группировки. Сотрудников делят на несколько групп в зависимости от их результатов: от худших до лучших работников.

Оценка персонала: методы, критерии и показатели

Сотрудник мог сильно вырасти профессионально, но сохранить при этом прежнюю эффективность

Одного из вышеперечисленных методов будет недостаточно для объективной оценки персонала. Поэтому программы для оценки персонала совмещают в себе несколько методов и являются составными.

Кроме правильного подбора методов, необходимо правильно интерпретировать их результаты. К примеру, высокий уровень навыков специалиста может говорить о том, что он больше времени уделяет повышению квалификации, нежели рабочим задачам.

Далее поделюсь рекомендациями по выстраиванию процесса оценки персонала.

Читайте также: Трендвотчинг: как искать тренды бизнесу, чтобы расти

Как выстроить систему оценки деятельности персонала: рекомендации

Для того, чтобы подготовить процедуру оценки персонала, нужно учитывать ряд факторов:

  • Универсальных методов оценки не существует. Система оценки персонала будет уникальной не только для каждого бизнеса, но и для каждой из должностей сотрудников.

  • Для качественной оценки персонала нужно привлечь экспертов или подготовить их в своем штате. Оценка персонала — сложный процесс, который требует специальных компетенций. В этом хорошо разбираются карьерные консультанты и HR-специалисты. Есть три варианта: нанять таких специалистов в свой штат, разово привлечь специалистов со стороны или потратить время на обучение таких кадров у себя. Важно учитывать, что сотрудники из штата могут быть предвзятыми при оценке коллег.

  • Нужно заложить время и ресурсы на проведение мероприятия. Потребуется сформулировать цели оценки, подобрать подходящие методы, проинформировать сотрудников, а также составить конкретную программу тестирования для каждой из должностей сотрудников вашего штата. В среднем на это уходит пару месяцев, при том, что вы привлечете квалифицированного специалиста.

  • Коллективу это может не понравиться. Нужно будет подготовить сотрудников к предстоящей оценке: правильно донести им, для чего это нужно. Об этом я рассказал в требованиях к критериям оценки персонала.

Каким принципам должна соответствовать оценка персонала:

  • Конфиденциальность. Не нужно публично разглашать итоги оценки сотрудника: результатами должен обладать только он, руководитель и лица, которые участвуют в процессе.

  • Качественная обратная связь. В обмен на потраченное время сотрудник должен получить подробный фидбек по поводу своих результатов. Ему нужно указать на его слабые и сильные стороны, а также подсказать ему точки роста.

Разместить

Вакансии

Смотреть все
Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.
Алексей Парвихин
Алексей Парвихин
23 января
Ещё есть сервисы онланн, которые помогают провести оценку. Главное не перестараться)
Sergey Domrychev
Sergey Domrychev
23 января
главное, чтобы с текучкой не захлебнуться после результатов оценки
Игорь Левченко
Игорь Левченко
22 января
кто всё это запускает с нуля? hr? исполнительный?
Илья Фролов
Илья Фролов
18 января
"субъективная картина мира руководителя, которого на все не хватит." - вот это кстати частая проблема при оценки персонала)
Спасибо! Подписка успешно оформлена

Подписка

Отлично! Мы отправили письмо на указанный вами электронный ящик с инструкцией по подтверждению.

Если письмо с подтвержением вашего e-mail не будет получено в течение 10 минут, пожалуйста, проверьте папку СПАМ в соответствующем почтовом ящике.

2813

Похожие статьи