UX-исследование — это процесс анализа сайта, мобильного или десктопного приложения. Цель UX-исследования — сделать приложение более удобным для пользователей. Такие исследования проводят как на этапе создания, так и на этапе доработки приложения.
Для чего нужны UX-исследования? Удобство приложения повышает лояльность аудитории, а еще от него могут напрямую зависеть продажи. Например, если результаты UX-исследования покажут, что кнопка «Купить» на сайте должна быть побольше и поярче, такую кнопку внедрят. За счет этого продажи вырастут.
Отобрал для вас 23 лучших метода UX-исследований, чтобы вы могли их изучить и выбрать наиболее подходящий.
Если вам нужно провести UX-исследование, но в вашем штате нет компетентных сотрудников, которые могли бы это организовать — создайте задачу для специалистов Workspace. Наш сайт — первая тендерная площадка в сфере digital, где зарегистрировано более 17 000 digital-агентств и десятки тысяч специалистов. Опубликуйте задачу, собирайте отклики и выберите подходящего исполнителя.
Приложения конкурентов нужно изучить еще перед разработкой собственного проекта, чтобы внедрить их лучшие идеи. Если этого не сделать, может оказаться, что ваш продукт не такой удобный и его придется дорабатывать после релиза.
Пример базового конкурентного анализа для разработки сайта. По такому же принципу проводится UX-анализ конкурентов, только там упор делается на пользовательский путь клиента
Глубинное интервью (англ. Customer Development) — это длительное общение наедине с респондентом на тему юзабилити будущего приложения. По сути, интервьюер с заранее заготовленными вопросами выясняет у опрашиваемого, чего хорошего и плохого он может выделить в опыте взаимодействия с аналогичными приложениями. Кастдев хорош тем, что позволяет «копнуть» вглубь, выяснив боли и потребности потенциального пользователя приложения.
У метода есть разновидность — «проблемное интервью», при котором интервьюер фокусируется не на требованиях пользователя, а на возможных проблемах в юзабилити будущего приложения.
Читайте также: Как создать эффективный бриф для клиента: 12 готовых примеровЭтот метод отличается от глубинного интервью сбором группы из опрашиваемых, чтобы они могли общаться между собой. Общение в группе позволяет выявить больше гипотез и возможных проблем продукта. Как говорится, «одна голова хорошо, а две — лучше». В основном, в фокус-группе присутствует от 4 до 12 человек.
Проверка концепции (англ. Proof of Concept) отличается от глубинного интервью тем, что респонденту показывают макет приложения. Например, это может быть прототип дизайна сайта в Figma. Опрашиваемый комментирует этот макет, а интервьюер фиксирует критику. Этот метод используют как с одним опрашиваемым, так и в группе.
Пример прототипа сайта в Figma
При этом методе респондентам дают возможность самим разработать дизайн будущего приложения. Они рисуют его на бумаге или собирают на магнитной доске из готовых элементов. В ходе проектирования они объясняют, почему выбрали именно такие решения: использовали одни элементы и отказались от других.
Читайте также: Когда нужно обновлять старый сайт, а когда — вообще не трогатьЗдесь интервьюер показывает прототип приложения респондентам, а те его комментируют. После этого в макет вносят правки по их комментариям. Разработчики проводят несколько таких итераций, после чего получается создать интерфейс, который будет соответствовать всем требования респондентов.
Особенность данного метода — работа со схематичными набросками и небольшие промежутки времени между внесениями изменений. Обычно между итерациями проходит пара дней. Этот метод позволяет создать финальный прототип приложения в короткий срок.
Интервьюер подготавливает ряд заданий для опрашиваемого, чтобы тот прошел их под наблюдением. Задания — это действия, которые он должен выполнить на прототипе, а также их контекст.
Например, заданием может быть оформление заказа на прототипе сайта. После того, как респондент выполнил задание, интервьюер берет у него комментарии. Разработчики могут отслеживать эмоции респондента и засекать время выполнения задачи.
Этот метод отличается от предыдущего тем, что респондент выполняет задание удаленно, а не под надзором интервьюера. Здесь респондент раздает картинку со своего экрана, а интервьюер может параллельно задавать ему вопросы. Преимущество этого метода в том, что респондент ведет себя более естественно, находясь в домашней обстановке.
Есть вариация удаленного юзабилити-тестирования, при которой респондент не созванивается по видеосвязи, а присылает запись экрана с выполнением задания. При таком подходе можно опросить большое количество респондентов. Есть и минус — с респондентами нельзя пообщаться в процессе.
Читайте также: Сколько стоит разработка интернет-магазина: обратиться к фрилансерам или в агентствоЗдесь группе испытуемых предлагают несколько вариантов дизайна будущего приложения. Они дают им оценку по различным характеристикам: скорости, актуальности, функциональности и так далее.
При использовании этого метода респондент видит приложение в течение пяти секунд, потом картинку убирают. После этого интервьюер спрашивает у респондента, привлек ли его дизайн и было ли понятно, какие функции выполняет приложение.
Тут респонденты исследуют приложение, параллельно фиксируя наблюдения в текстовом, аудио- или видеоформате. Этот метод позволяет отследить впечатления опрашиваемых от приложения в долгосрочном периоде пользования.
Здесь прототип приложения оценивает сторонний UX-специалист. Этот метод позволяет получить свежий экспертный взгляд со стороны — он будет глубже мнения обычных пользователей.
При использовании этого метода разработчики используют небольшие опросы, которые нужно заполнить респондентам. Если приложение находится на этапе планирования, опрос можно сделать в Google Forms. В случае с готовым приложением, опрос можно опубликовать прямо в нем: в виде поп-апа на сайте или всплывающего окна в нативном приложении.
Так выглядит рабочее пространство сервиса Google Forms: данные из него собираются в таблицу
Преимущество метода — можно быстро собрать данные у большого количества людей, если у приложения много пользователей.
Лучший способ оценить юзабилити приложения после его релиза — принять в расчет мнение его настоящих пользователей. Здесь разработчики собирают отзывы о приложении из всех каналов: самого приложения, его соцсетей, аппсторов, сайтов-отзовиков и прочего. Такие отзывы нужно собирать регулярно — желательно не менее раза в месяц.
Читайте также: Как стимулировать клиентов оставлять отзывыЕще одно регулярное действие — сбор продуктовых метрик и сравнение их с KPI. В случае с сайтом, нужные данные будут находиться в системах веб-аналитики: Google Analytics и «Яндекс.Метрике». Для оценки юзабилити анализируют поведенческие метрики: время пребывания на сайте, глубину просмотра, количество отказов и так далее.
Пример одного из отчетов «Яндекс.Метрики»: длительность пребывания на сайте пользователями
А/В-тестирование — это метод, при котором проверяются различные варианты одних и тех же элементов приложения, чтобы выявить лучший из них. Делается это так: поток пользователей распределяется между двумя вариантами приложения, которые отличаются между собой в небольших деталях.
Например, у сайта могут быть две аналогичные страницы, которые будут различаться цветом и размером кнопки «Купить». Половина пользователей может попадать на одну страницу, а другая половина — на другую. После определенного времени разработчики анализируют результаты: на какой странице пользователи чаще покупали товар. Лучшую страницу оставляют.
При использовании этого метода у пользователей спрашивают, для чего они зашли в приложение. Когда пользователи покидают приложение, их спрашивают, смогли ли они решить свои задачи. В этом случае можно подготовить как опросник с заготовленными ответами, так и поле для отзыва.
В этом методе респонденты испытывают две версии приложения: старую и новую или обновляемого продукта и его конкурента. Для исследования подготавливают сценарии, которые должны пройти респонденты. Разработчики фиксируют скорость прохождения сценария, а также другие показатели эффективности работы приложения: например, количество допущенных ошибок при выполнении задания.
Читайте также: Чем занимается тестировщик в ITЗдесь респондент тоже выполняет задание, но за его выполнением следят с помощью сервисов веб-аналитики. Необходимый функционал есть у «Яндекс.Метрики»: это инструменты «Вебвизор», «Карта кликов» и «Карта скроллинга». Они позволяют отследить поведение пользователей на сайте.
В «Карте кликов» видно, как пользователи взаимодействуют с сайтом
Для этого метода используют специальное устройство — айтрекер. Это прибор, который отслеживает движения глаз пользователя, когда тот взаимодействует с приложением. По результатам исследования разработчики могут понять: на чем остановился взгляд пользователя, что он не заметил, на что посмотрел в первую очередь и так далее.
Нориаки Кано — это профессор университета Токио, родоначальник модели удовлетворенности клиентов, которую назвали в его честь. По его мнению, эмоциональная реакция потребителя связана с его лояльностью к продукту. То есть, если потребитель реагирует на продукт позитивно, он к нему лоялен, и наоборот.
При использовании этого метода разработчики следят за реакцией испытуемых, когда те взаимодействуют с приложением. Если респондентов что-то раздражает в приложении — это нужно исправить.
Карточная сортировка — очередной метод, при котором респондентов вовлекают в процесс разработки. Они получают набор карточек с блоками приложения и распределяют их по группам, формируя структуру продукта, а еще они дают этим карточкам названия. Метод позволяет создать интуитивно понятную структуру будущего приложения.
Этот метод схож с предыдущим, но здесь респонденты взаимодействуют с готовой структурой, представленной в виде древа. Задача испытуемых — сориентироваться в древовидной структуре и найти нужный раздел приложения. Параллельно с выполнением задачи испытуемые дают комментарии, почему они решили именно так.
Древовидная структура сайта, сделанная в майнд-карте
Читайте также: Каким должен быть сайт, который не нужно переделывать каждый год?Если у вас остались вопросы или наблюдения по теме статьи — пишите их в комментарии.
Подпишитесь на ежемесячную рассылку Workspace
Отлично! Мы отправили письмо на указанный вами электронный ящик с инструкцией по подтверждению.
Если письмо с подтвержением вашего e-mail не будет получено в течение 10 минут, пожалуйста, проверьте папку СПАМ в соответствующем почтовом ящике.