Ко всем материалам
#Веб-разработка#Мобильная разработка#Исследования и аналитика

UX-исследования: 23 лучших метода

1272 
 

UX-исследование — это процесс анализа сайта, мобильного или десктопного приложения. Цель UX-исследования — сделать приложение более удобным для пользователей. Такие исследования проводят как на этапе создания, так и на этапе доработки приложения.

Для чего нужны UX-исследования? Удобство приложения повышает лояльность аудитории, а еще от него могут напрямую зависеть продажи. Например, если результаты UX-исследования покажут, что кнопка «Купить» на сайте должна быть побольше и поярче, такую кнопку внедрят. За счет этого продажи вырастут.

Отобрал для вас 23 лучших метода UX-исследований, чтобы вы могли их изучить и выбрать наиболее подходящий.

Если вам нужно провести UX-исследование, но в вашем штате нет компетентных сотрудников, которые могли бы это организовать — создайте задачу для специалистов Workspace. Наш сайт — первая тендерная площадка в сфере digital, где зарегистрировано более 17 000 digital-агентств и десятки тысяч специалистов. Опубликуйте задачу, собирайте отклики и выберите подходящего исполнителя.

23 метода UX-исследований

Конкурентный UX-анализ

Приложения конкурентов нужно изучить еще перед разработкой собственного проекта, чтобы внедрить их лучшие идеи. Если этого не сделать, может оказаться, что ваш продукт не такой удобный и его придется дорабатывать после релиза.

UX-исследования: 23 лучших метода

Пример базового конкурентного анализа для разработки сайта. По такому же принципу проводится UX-анализ конкурентов, только там упор делается на пользовательский путь клиента

Глубинное интервью

Глубинное интервью (англ. Customer Development) — это длительное общение наедине с респондентом на тему юзабилити будущего приложения. По сути, интервьюер с заранее заготовленными вопросами выясняет у опрашиваемого, чего хорошего и плохого он может выделить в опыте взаимодействия с аналогичными приложениями. Кастдев хорош тем, что позволяет «копнуть» вглубь, выяснив боли и потребности потенциального пользователя приложения.

У метода есть разновидность — «проблемное интервью», при котором интервьюер фокусируется не на требованиях пользователя, а на возможных проблемах в юзабилити будущего приложения.

UX-исследования: 23 лучших метода Читайте также: Как создать эффективный бриф для клиента: 12 готовых примеров

Общение с фокус-группой

Этот метод отличается от глубинного интервью сбором группы из опрашиваемых, чтобы они могли общаться между собой. Общение в группе позволяет выявить больше гипотез и возможных проблем продукта. Как говорится, «одна голова хорошо, а две — лучше». В основном, в фокус-группе присутствует от 4 до 12 человек.

Проверка концепции

Проверка концепции (англ. Proof of Concept) отличается от глубинного интервью тем, что респонденту показывают макет приложения. Например, это может быть прототип дизайна сайта в Figma. Опрашиваемый комментирует этот макет, а интервьюер фиксирует критику. Этот метод используют как с одним опрашиваемым, так и в группе.

UX-исследования: 23 лучших метода

Пример прототипа сайта в Figma

Привлечение к проектированию

При этом методе респондентам дают возможность самим разработать дизайн будущего приложения. Они рисуют его на бумаге или собирают на магнитной доске из готовых элементов. В ходе проектирования они объясняют, почему выбрали именно такие решения: использовали одни элементы и отказались от других.

UX-исследования: 23 лучших метода Читайте также: Когда нужно обновлять старый сайт, а когда — вообще не трогать

Быстрое итеративное проектирование

Здесь интервьюер показывает прототип приложения респондентам, а те его комментируют. После этого в макет вносят правки по их комментариям. Разработчики проводят несколько таких итераций, после чего получается создать интерфейс, который будет соответствовать всем требования респондентов.

Особенность данного метода — работа со схематичными набросками и небольшие промежутки времени между внесениями изменений. Обычно между итерациями проходит пара дней. Этот метод позволяет создать финальный прототип приложения в короткий срок.

Лабораторное юзабилити-тестирование

Интервьюер подготавливает ряд заданий для опрашиваемого, чтобы тот прошел их под наблюдением. Задания — это действия, которые он должен выполнить на прототипе, а также их контекст.

Например, заданием может быть оформление заказа на прототипе сайта. После того, как респондент выполнил задание, интервьюер берет у него комментарии. Разработчики могут отслеживать эмоции респондента и засекать время выполнения задачи.

Удаленное юзабилити-тестирование

Этот метод отличается от предыдущего тем, что респондент выполняет задание удаленно, а не под надзором интервьюера. Здесь респондент раздает картинку со своего экрана, а интервьюер может параллельно задавать ему вопросы. Преимущество этого метода в том, что респондент ведет себя более естественно, находясь в домашней обстановке.

Есть вариация удаленного юзабилити-тестирования, при которой респондент не созванивается по видеосвязи, а присылает запись экрана с выполнением задания. При таком подходе можно опросить большое количество респондентов. Есть и минус — с респондентами нельзя пообщаться в процессе.

UX-исследования: 23 лучших метода Читайте также: Сколько стоит разработка интернет-магазина: обратиться к фрилансерам или в агентство

Оценка предпочтений

Здесь группе испытуемых предлагают несколько вариантов дизайна будущего приложения. Они дают им оценку по различным характеристикам: скорости, актуальности, функциональности и так далее.

Пятисекундный тест

При использовании этого метода респондент видит приложение в течение пяти секунд, потом картинку убирают. После этого интервьюер спрашивает у респондента, привлек ли его дизайн и было ли понятно, какие функции выполняет приложение.

Дневниковый метод

Тут респонденты исследуют приложение, параллельно фиксируя наблюдения в текстовом, аудио- или видеоформате. Этот метод позволяет отследить впечатления опрашиваемых от приложения в долгосрочном периоде пользования.

Экспертный обзор

Здесь прототип приложения оценивает сторонний UX-специалист. Этот метод позволяет получить свежий экспертный взгляд со стороны — он будет глубже мнения обычных пользователей.

Анкетирование

При использовании этого метода разработчики используют небольшие опросы, которые нужно заполнить респондентам. Если приложение находится на этапе планирования, опрос можно сделать в Google Forms. В случае с готовым приложением, опрос можно опубликовать прямо в нем: в виде поп-апа на сайте или всплывающего окна в нативном приложении.

UX-исследования: 23 лучших метода

Так выглядит рабочее пространство сервиса Google Forms: данные из него собираются в таблицу

Преимущество метода — можно быстро собрать данные у большого количества людей, если у приложения много пользователей.

Анализ обратной связи

Лучший способ оценить юзабилити приложения после его релиза — принять в расчет мнение его настоящих пользователей. Здесь разработчики собирают отзывы о приложении из всех каналов: самого приложения, его соцсетей, аппсторов, сайтов-отзовиков и прочего. Такие отзывы нужно собирать регулярно — желательно не менее раза в месяц.

UX-исследования: 23 лучших метода Читайте также: Как стимулировать клиентов оставлять отзывы

Аналитика продуктовых метрик

Еще одно регулярное действие — сбор продуктовых метрик и сравнение их с KPI. В случае с сайтом, нужные данные будут находиться в системах веб-аналитики: Google Analytics и «Яндекс.Метрике». Для оценки юзабилити анализируют поведенческие метрики: время пребывания на сайте, глубину просмотра, количество отказов и так далее.

UX-исследования: 23 лучших метода

Пример одного из отчетов «Яндекс.Метрики»: длительность пребывания на сайте пользователями

A/B-тестирование

А/В-тестирование — это метод, при котором проверяются различные варианты одних и тех же элементов приложения, чтобы выявить лучший из них. Делается это так: поток пользователей распределяется между двумя вариантами приложения, которые отличаются между собой в небольших деталях.

Например, у сайта могут быть две аналогичные страницы, которые будут различаться цветом и размером кнопки «Купить». Половина пользователей может попадать на одну страницу, а другая половина — на другую. После определенного времени разработчики анализируют результаты: на какой странице пользователи чаще покупали товар. Лучшую страницу оставляют.

Изучение целей визита

При использовании этого метода у пользователей спрашивают, для чего они зашли в приложение. Когда пользователи покидают приложение, их спрашивают, смогли ли они решить свои задачи. В этом случае можно подготовить как опросник с заготовленными ответами, так и поле для отзыва.

UX-бенчмаркинг

В этом методе респонденты испытывают две версии приложения: старую и новую или обновляемого продукта и его конкурента. Для исследования подготавливают сценарии, которые должны пройти респонденты. Разработчики фиксируют скорость прохождения сценария, а также другие показатели эффективности работы приложения: например, количество допущенных ошибок при выполнении задания.

UX-исследования: 23 лучших метода Читайте также: Чем занимается тестировщик в IT

Анализ кликов на сайте

Здесь респондент тоже выполняет задание, но за его выполнением следят с помощью сервисов веб-аналитики. Необходимый функционал есть у «Яндекс.Метрики»: это инструменты «Вебвизор», «Карта кликов» и «Карта скроллинга». Они позволяют отследить поведение пользователей на сайте.

UX-исследования: 23 лучших метода

В «Карте кликов» видно, как пользователи взаимодействуют с сайтом

Айтрекинг

Для этого метода используют специальное устройство — айтрекер. Это прибор, который отслеживает движения глаз пользователя, когда тот взаимодействует с приложением. По результатам исследования разработчики могут понять: на чем остановился взгляд пользователя, что он не заметил, на что посмотрел в первую очередь и так далее.

Проверка по модели Кано

Нориаки Кано — это профессор университета Токио, родоначальник модели удовлетворенности клиентов, которую назвали в его честь. По его мнению, эмоциональная реакция потребителя связана с его лояльностью к продукту. То есть, если потребитель реагирует на продукт позитивно, он к нему лоялен, и наоборот.

При использовании этого метода разработчики следят за реакцией испытуемых, когда те взаимодействуют с приложением. Если респондентов что-то раздражает в приложении — это нужно исправить.

Карточная сортировка

Карточная сортировка — очередной метод, при котором респондентов вовлекают в процесс разработки. Они получают набор карточек с блоками приложения и распределяют их по группам, формируя структуру продукта, а еще они дают этим карточкам названия. Метод позволяет создать интуитивно понятную структуру будущего приложения.

Древовидное тестирование

Этот метод схож с предыдущим, но здесь респонденты взаимодействуют с готовой структурой, представленной в виде древа. Задача испытуемых — сориентироваться в древовидной структуре и найти нужный раздел приложения. Параллельно с выполнением задачи испытуемые дают комментарии, почему они решили именно так.

UX-исследования: 23 лучших метода

Древовидная структура сайта, сделанная в майнд-карте

UX-исследования: 23 лучших метода Читайте также: Каким должен быть сайт, который не нужно переделывать каждый год?

Если у вас остались вопросы или наблюдения по теме статьи — пишите их в комментарии.

Выскажите мнение
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий.
Александр Рязанцев
Александр Рязанцев
1 марта
мегакруто! спасибо за труд
Sergey Domrychev
Sergey Domrychev
29 февраля
еще используют айтрекер для глубокого исследования. видел как работает очень понравился результат
Игорь Левченко
Игорь Левченко
26 февраля
вот такие практические материалы очень полезны для сообщества. забираю в рабочий канал коллегам
Илья Фролов
Илья Фролов
25 февраля
супер, подборка огонь. Респект
Спасибо! Подписка успешно оформлена

Подписка

Отлично! Мы отправили письмо на указанный вами электронный ящик с инструкцией по подтверждению.

Если письмо с подтвержением вашего e-mail не будет получено в течение 10 минут, пожалуйста, проверьте папку СПАМ в соответствующем почтовом ящике.

1278

Похожие статьи