Любая компания — это проект, каждое направление бизнеса внутри компании — проект, и работа с конкретным заказчиком тоже проект. Пока таких проектов немного, а бизнес только начинается, все задачи руководитель может держать в голове. По мере роста бизнеса возникает необходимость в поиске проджект-менеджеров, одного или нескольких, для передачи им управления проектами. Проектный менеджмент — отдельная непростая работа, которая помогает повысить эффективность взаимодействия в команде и быстрее получать конечный результат. Разберемся, что такое управление проектами и что можно сделать проджект-менеджеру чтобы улучшить показатели бизнеса и собственные компетенции.
Проекты — ограниченные по времени комплексы мероприятий, каждый из которых предполагает достижение конкретного результата. Например, разработать маркетинговую стратегию для компании А — проект; создать федеральную сеть химчисток — тоже проект; отличия в направленности и в масштабах.
Проджект-менеджер — многорукий многоног, который должен держать в голове десятки подзадач проекта, распределять и знать зону ответственности каждого члена команды, управлять коммуникацией и мотивировать команду работать больше, лучше, качественнее и быстрее. Это и управленец, и медиатор, и администратор в одном лице. Найти хорошего проджекта не слишком легко — это значимая для бизнеса позиция, от которой зависит его общая эффективность. При этом в зависимости от стоящих задач (например, техническая поддержка и сопровождение сайта или продвижение мобильных приложений агентства) проджект должен обладать разными компетенциями.
Управление проектами — способ организации работы команды так, чтобы выполнить все требования к проекту. Уложиться в бюджет, в конкретные сроки, и достичь стратегической цели.
Управление проектами — инструмент достижения стратегических целей. Грамотное управление проектами помогает:
выделить важные задачи;
распределить задачи между людьми с подходящими компетенциями;
разделить рабочий процесс на подзадачи, а подзадачи — на этапы;
контролировать результаты, дедлайны и бюджет на каждом этапе;
упорядочить, а иногда и автоматизировать рутинные процессы;
оценить результативность работы и команды в целом, и каждого сотрудника в отдельности.
Существуют несколько групп стандартов в области управления проектами. Это:
Частные стандарты. Разрабатываются в компании для проектов определенного типа, например, один стандарт для проектов по созданию сайтов, другой — по их продвижению, третий — по запуску рекламных кампаний в «Яндекс.Директе».
Корпоративные стандарты. Это общие стандарты для конкретной организации/корпорации, или единая система проджект-менеджмента. Определяет, как правило, общую политику, классификацию проектов, систему оценки результатов. Может включать также детальные описания процессов в виде методической документации.
Общественные стандарты. Разрабатываются и применяются в обществах специалистов в какой-либо отрасли, например, в генной инженерии или в медицине (даже клятву Гиппократа можно считать примером такого общественного стандарта).
Международные стандарты. Это стандарты управления проектами, созданные в какой-то одной стране, но благодаря высокой эффективности применяемые во многих странах. Пример такого стандарта — пожалуй, самый известный — PMBOK (Project Management Body of Knowledge). А его современная и нестандартная альтернатива — SCRUM.
Стандарт РМВОК был принят Американским национальным институтом стандартов для обеспечения управления проектами в космической отрасли и оборонной промышленности еще в
Инициация. На этом этапе определяются цели, рассчитывается бюджет, прогнозируются сроки, назначается руководитель проекта. Чем более масштабен проект — тем тщательнее необходимо отработать этот этап.
Планирование. Этап определяет, как именно будет реализован проект. Утверждается перечень работ, расставляются приоритеты, определяются критерии для оценки эффективности работы, распределяется бюджет. Собирается команда, распределяются обязанности, и для каждой задачи внутри проекта назначается дедлайн (срок выполнения).
Исполнение. Здесь все очевидно — это реализация всех операций, занесенных в план. Начиная от знакомства проектной команды до определения системы мотивации участников.
Мониторинг и управление. Суть процессного подхода РМВОК — контроль каждого этапа, а не только конечного итога работы. Такой подход позволяет быстро выявлять ошибки, видеть узкие места, и корректировать действия команды или отдельных сотрудников.
Завершение проекта. Это сдача проекта заказчику, подписание итоговых документов, получение обратной связи, глобальная оценка качества работ по проекту, выводы, которые пригодятся в будущем.
SCRUM — это совершенно неклассическая система управления проектами, где роль команды становится определяющей; чаще всего используется в сфере digital. Принципы SCRUM — командная работа короткими итерациями-спринтами, и свобода делать то, что люди считают правильным. С одной оговоркой: с готовностью взять на себя ответственность за результаты собственных действий. Проджект в этом случае контролирует сроки и бюджеты, организует совместную работу, но оставляет больше свободы каждому участнику команды.
В команде в этом случае обязательно участвует SCRUM-мастер. Он следит за реализацией проекта, проводит короткие собрания (Scrum meetings) на которых выявляет проблемы, ктуальные здесь и сейчас, и помогает найти пути их решения. На экспресс-собрании каждый член команды отвечает на три вопроса:
Что ты делал вчера, чтобы помочь команде успешно завершить спринт?
Что ты будешь делать сегодня, чтобы помочь команде успешно завершить спринт?
Какие препятствия ты видишь на пути команды прямо сейчас?
Какую бы систему управления проектами не взяла на вооружение компания, от того, как проджект-менеджер владеет ситуацией в очень большой степени зависит успешность каждого конкретного проекта. Вот что может сделать проджект, чтобы дело шло, как по маслу:
У любого проекта есть цель — она конкретна, измерима, достижима и имеет срок. Варианты «Мы запускаем новый инструмент, который поможет заказчику проекта получать больше прибыли» — не цель, а намерение. Цель может быть сформулирована так: «Мы разрабатываем интернет-магазин, с помощью которого заказчик будет напрямую продавать свою продукцию в розницу и повысит доходность бизнеса на
Понимая цель, проджект-менеджер определяет задачи, например:
собственно разработка сайта;
прикручивание к нему платежных систем с возможностью сразу оформить и оплатить заказ,
подключение систем сбора статистики;
подготовка к продвижению сайта с помощью SEO и контекстной рекламы;
передача сайта заказчику.
В сложных проектах цели могут уточняться в процессе реализации, а внутри самого проекта всегда есть промежуточные цели.
Наша система сама подберет вам исполнителей на услуги, связанные с разработкой сайта или приложения, поисковой оптимизацией, контекстной рекламой, маркетингом, SMM и PR.
Заполнить заявку
12250 тендеров
проведено за восемь лет работы нашего сайта.
Если вновь обратиться к стандарту управления проектами РМВОК, то каждый проект разбивается на этапы для удобства контроля эффективности: инициация, планирование, исполнение, мониторинг/управление и завершение проекта. Проджект-менеджер определяет конкретное наполнение каждого этапа. Например, в случае с разработкой сайта он расписывает, на каком этапе будет проводиться разработка SEO-оптимизированного контента для всех страниц, включая страницы товарных карточек, а на каком — тестирование, выявление и устранение недочетов. Понятно, что при строительстве торгового центра, или при создании новостного портала, или при выводе на рынок нового продукта наполнение каждого этапа будет совершенно разным.
Проект — живой и сложный процесс; внутри каждого этапа проекта могут быть и корректировки, и изменение приоритетов. Задача проджект-менеджера — снижать риски за счет грамотного управления.
По данным исследования FinancesOnline от 2022 года больше 39 % проектных команд состоят из
Скрин-выдержка из исследования
Каждому важно знать свою личную задачу и понимать персональную зону ответственности — так члены команды не будут иметь возможности перекладывать ответственность на других. Распределение ролей позволяет решить эту задачу. На проекте есть:
Проджект-менеджер. Отвечает за все — качество, сроки, ресурсы, расходование бюджета, взаимодействие и взаимоотношения в команде.
Бизнес-аналитик проекта. Это человек, который помогает определить концепцию проекта, собирает все требования к проекту, тестирует решения, и следит за тем, чтобы результаты работы соответствовали требованиям, определенным на этапе планирования.
Спонсор проекта. Имеется в виду человек, который участвует в планировании, принимает ключевые решения в рамках проекта, утверждает бюджет и обеспечивает доступность всех необходимых ресурсов.
Участники проектной команды. Специалисты в разных сферах, которые привлекаются к реализации проекта — либо полностью, либо на каких-то его этапах. Это могут быть и штатные сотрудники, и фрилансеры, и привлеченные консультанты. Каждый их них предоставляет экспертизу в своей области. В частности, нужных людей на проекты в сфере digital можно найти в специализированном каталоге WorkSpace, где представлены почти 9 000 специалистов.
SCRAM-мастер. Назначается при выборе системы управления проектами SCRUM.
Группа коллег — это еще не команда. В команду она превращается при определенных условиях:
каждый понимает объем и характер работы по проекту;
каждый готов и способен планировать выполнение своих задач с учетом бюджета и сроков;
каждый вовремя сообщает проджект-менеджеру о проблемах, рисках, отклонениях от плана;
каждый сотрудничает с другими членами команды и понимает, что они делают общее дело.
Эффективное взаимодействие внутри команды — непременное условие для успешной работы. Для этого проводятся планерки, летучки, пятиминутки или просто периодические встречи/созвоны команды. Хорошо, если такое взаимодействие будет отчасти неформальным; это значит, что в команду желательно подбирать людей, ценности и мировоззрение которых не конфликтуют.
Чтобы справиться с этой задачей, проджект-менеджеру нужен инструмент, который упорядочит рутину, ускорит обмен информацией и освободит время и ресурс для фокусировки на стратегических целях проекта. Скорее всего, это будет таск-менеджер, или планировщик задач — сервис, ориентированный на управление проектами, например, российский планировщик ЛидерТаск. Он объединяет таск-менеджер и CRM-систему, но в данном случае нам интересны возможности по управлению проектами.
Фишка сервиса — а это приложение, которое может работать с любыми системами, от Windows до iOs — в том, что здесь нет ограничений по вложенности задач. Каждый проект можно разбивать на подпроекты, каждый подпроект — на задачи, каждую задачу — на этапы, и везде назначать отдельных исполнителей. Можно разграничить доступ к задачам между участниками команды, возможно и передавать задачи от одного участник к другому по мере продвижения проекта.
Такие возможности серьезно облегчают контроль для проджекта
Все проекты представлены в виде «деревьев» из папок с вложенными подпроектами и задачами, а, чтобы установить дедлайн задачи, достаточно перетянуть ее на нужный день в календаре. В каждой задаче есть чат, где можно обсуждать ход ее выполнения, прикреплять файлы с комментариями, задавать уточняющие вопросы. С помощью выделения цветом и меток проджект не запутается в задачах и сможет концентрировать внимание на выполнение важных и срочных дел. Все необходимые данные будут находиться в одной системе — ее можно использовать и в режиме офлайн, то есть в отсутствии интернета.
Читайте также: Топ-6 планировщиков задач, разработанных в России для российского бизнесаБрейнштормы или просто обмен мнениями и совместный поиск идей — отличный инструмент, который работает на благо любого дела, в том числе и каждого конкретного проекта. В общении часто выявляются скрытые проблемы и ошибки, которые можно найти и устранить. При общении со спонсором могут выявляться и изменения требований к проекту по сравнению со стартовыми. Все это лучше выявлять, обсуждать и корректировать сразу, не дожидаясь катастрофических последствий.
Брейнштормы — это и командообразование, и поиск эффективных решений
Это значит — задавать вопросы, держать в курсе того, как идут работы над проектом, чтобы любые изменения сроков, задач или планового результата не стали для заказчика неожиданностью. Кроме того, в процессе работы может понадобиться уточнить информацию, цифры, факты, ожидания — за все это тоже отвечает проджект-менеджер. Если коммуникация с клиентом страдает, при сдаче проекта могут возникать серьезные проблемы.
Читайте также: Как выявить потребности клиентов: 6 проверенных способовЭффективный проджект-менеджер — тот, кто хорошо знает и каждого участника команды, и инструменты мотивации. Не всегда мотивация — деньги и только деньги, хотя материальные стимулы очень действенны. Кроме них существует еще признание заслуг человека, делегирование ему более важных и амбициозных задач, возможность карьерного роста — все это творит чудеса не хуже, чем денежные премии. Главное — понять, кого и чем можно замотивировать, чтобы и получить от человека максимум пользы, и дать человеку максимум возможностей. Потому что и успех, и неудача проекта зависят от каждого участника команды.
Начинающие проджект-менеджеры часто из самых лучших побуждений, из профессионального рвения усложняют простое и отдаляют получение результата. Относиться к проекту необходимо как к важной и ответственной работе — но не преувеличивать его значимость и не ударяться в фанатизм. Помнить, что у всех в жизни бывают и успехи, и неудачи, в любом случае новый проект — это новый опыт, а научившись на собственных ошибках в дальнейшем проджект будет действовать более эффективно, грамотно и осмотрительно.
Подготовка и проведение презентации проекта — важная составляющая работы проджекта. Презентация должна быть убедительной, и показывать все преимущества, которые реализация проекта приносит заказчику. Возможно, кроме документации и собственно продукта, над которым работала команда, понадобится графическая презентация с описанием объема выполненных работ и соответствия проекта требованиям, заявленным изначально. Ведь если проект не будет принят, или будет принят с большими оговорками — это станет ударом по всей команде. И при работе над следующими проектами мотивировать людей проджект-менеджеру станет сложнее.
Читайте также: Как собрать фидбэк с клиента после проектаПроджект-менеджмент — прогрессивный и эффективный метод управления проектами, а проджект-менеджеру никогда не придется скучать, и всегда будет, куда расти. Чтобы рост шел активнее, убедитесь, что на проекте, над которым вы работаете прямо сейчас, вы сделали все, чтобы повысить его эффективность:
Определили цели и задачи проекта.
Разбили проект на этапы.
Распределили роли в команде с учетом личностных и профессиональных особенностей каждого участника команды.
Добились согласованности действий участников и взаимопонимания внутри проектной команды.
Ведете документацию и учет всех действий по проекту с помощью современных таск-менеджеров.
Проводите брейнштормы и прислушиваетесь к идеям всех участников команды.
Поддерживаете здоровые рабочие отношения с заказчиками проекта.
Используете инструменты материальной и нематериальной мотивации.
Относитесь к проекту ответственно, но без усложняющего всем жизнь фанатизма.
Рассматриваете презентацию проекта заказчику как важный этап реализации проекта.
Если все так — пользуйтесь нашими советами, и желаем побольше удачных проектов, которые заказчики будут принимать у вас с радостью и благодарностью.